20 ноября 2012 года в Госдуме будет рассмотрен в первом чтении законопроект, предусматривающий фильтрацию или введение паролей при обеспечении доступа в Интернет в общественных местах. Законопроект является одной из мер, призванных обеспечить исполнение закона о контроле над информацией в сети. Заявленная цель – оградить несовершеннолетних "от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию".
Согласно законопроекту № 112058-6 "О внесении изменения в статью 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в части уточнения состава административного правонарушения)", ч.2 ст. 6.17 должна теперь выглядеть так: "Неприменение лицом, предоставляющим доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей".
"Известия" приводят пояснение к данному законопроекту одного из его авторов, Елены Мизулиной: "В доступных для детей местах лицо, организующее доступ к интернету, должно применять программно-аппаратные, организационные или административные меры, которые не позволят ребенку столкнуться с опасной для его здоровья и развития информацией. Если это маленькое кафе, которое не осуществляет фильтрацию, то доступ в интернет может предоставляться только для взрослых по паролю или для детей под присмотром взрослых. Но если мы говорим о бесплатном WiFi где-нибудь в Московском метрополитене, где просто невозможно установить, кто пользуется интернетом, ребенок или взрослый, там однозначно интернет должен быть отфильтрован, чтобы дети не имели доступа к опасным сайтам".
Данный законопроект представляется нам проявлением чрезмерной бдительности со стороны властей, которое может привести к серьезным ограничениям прав пользователей, тем более, что четких формулировок он не содержит. Действительно, если информация, запрещенная к распространению на территории России, согласно закону о контроле над информацией в сети, должна фильтроваться на уровне владельцев сайтов, провайдеров или операторов связи, тогда что должно фильтроваться на уровне лиц, предоставляющих непосредственный доступ к сети? Положим, в образовательных учреждениях для несовершеннолетних дети должны получать информацию, соответствующую их возрасту. Но какие именно ограничения для пользователей должны вводить при предоставлении услуг WiFi Московский метрополитен или Макдональдс? Едва ли маленький ребенок, оказавшись в этих заведениях без присмотра родителей, немедленно предастся изучению порнографических сайтов. Если же речь идет о подростках, можно не сомневаться, что они обойдут любые запреты быстрее взрослых. Зато, если следовать логике законопроекта, эти самые взрослые, уютно располагающиеся с любимым айпадом на лавочке в парке Горького, могут лишиться доступа к любой информации категории выше 6+ (в том числе, и к сайту центра "Сова").
По словам представителя Роскомнадзора, вопрос о доступе к WiFi в общественных местах "не самым детальным образом описан в нормативных актах". "Мы находимся в процессе обсуждения с заинтересованными сторонами, — пояснил "Известиям" Владимир Пиков. — По результатам будет сформирована правоприменительная практика".
Опыт показывает, что практика принятия и использования непродуманных законов может привести к плачевным и даже абсурдным последствиям.