22 июня 2013 года Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект об ужесточении наказаний по ст.ст. 280 (призывы к экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти и вражды), 282.1 (участие в экстремистском сообществе) и 282.2 (продолжение деятельности организации, запрещенной за экстремизм) УК.
По всем статьям повышаются размеры штрафов и сроки принудительных работ, и по трем из них, кроме ст. 282 – и верхние пороги лишения свободы.
Так, в ч. 1 ст. 280 предлагается увеличение размера штрафа в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей (в настоящее время - до 300 тысяч рублей, без нижней границы), а слова "лишение свободы на срок до трех лет" заменить на "лишение свободы на срок до четырех лет".
"Принудительные работы на срок до двух лет", фигурирующие в ст. 282, заменяются на "принудительные работы на срок до четырех лет". Штраф за деяния, предусмотренные ст. 282, совершенные организованной группой, планируется в размере от 300 до 500 тысяч рублей (в действующей редакции статьи - в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей).
Преступление, предусмотренное ст. 282.1, будет наказываться штрафом от 200 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет. Максимальный срок заключения за участие в экстремистском сообществе увеличат с двух до четырех лет, а штраф увеличится с 40 до 100 тысяч рублей. Создание и участие экстремистского сообщества, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, будут наказываться штрафом от 300 тысяч до 700 тысяч рублей (в настоящее время – от 100 до 300 тысяч рублей) или лишением свободы на срок до 10 лет (в настоящее время – до шести лет).
Законопроект предусматривает и увеличение наказания за организацию деятельности организации, признанной экстремистской (ст. 282.2) – штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей, либо принудительные работами на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до шести лет (в настоящее время - штраф до 200 тысяч рублей, либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет); а участие в организации, признанной экстремистской, предполагается наказывать штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (в действующей редакции - штрафом до 200 тысяч рублей, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет).
В пояснительной записке к проекту закона говорится, что "деструктивные процессы, происходящие в настоящее время как в мире в целом, так и на территории России, возникая в форме экстремистских проявлений, в случае недостаточного государственного реагирования быстро трансформируются в свою наиболее опасную форму - активные преступные действия террористического характера".
Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 280, ч. 1 ст. 282, ч. 2 ст. 282.1 и статьей 282.2 УК, в настоящее время относятся к преступлениям небольшой тяжести. А поскольку что степень общественной опасности организаторов и руководителей экстремистской организации выше, чем общественная опасность деяний рядовых участников, сказано в пояснительной записке к законопроекту, ответственность за организацию и руководство экстремистскими сообществами и организациями должна быть выше и потребует перевода этих преступлений в категорию тяжких, в то время как участие в данных сообществах и организациях будет квалифицироваться как преступление средней тяжести.
"Вышеуказанные изменения позволят использовать в отношении лиц, причастных к совершению преступлений, предусмотренных статьями 280, 282, 1 2 282 и 282 УК РФ, весь арсенал средств и методов оперативно-розыскной деятельности", - говорится также в пояснительной записке к законопроекту. Министр юстиции Александр Коновалов, выступая на заседании Совета по правам человека 18 июня 2013 года, объяснил необходимость предложенного законопроекта тем, что в настоящее время в России происходит активизация экстремизма, и требуются превентивные меры, чтобы не допустить подъема терроризма.
Суровость законопроекта, идущая вразрез с общей политикой в уголовном праве, призвана продемонстрировать особую озабоченность общества именно этой угрозой. Однако идея повышать планки именно лишения свободы ради "сигналов обществу" и удобства следствия не кажется нам оправданной. Кроме того, запугивание не может стать эффективным методом борьбы с радикальными группировками.