1 июля 2013 года Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики внес в Государственную Думу РФ законопроект "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации", предлагающий введение уголовной ответственности за отрицание геноцида и политических репрессий.
Проект предусматривает введение новой статьи 357.1 УК, которая призвана наказывать крупными штрафами, обязательными работами или лишением свободы на срок до трех лет «публичное отрицание, оправдание, одобрение, или преуменьшение масштабов совершенных актов геноцида (политических репрессий), в том числе насильственного переселения (депортации) по этническому принципу, выраженное на собрании, ином публичном мероприятии с целью защиты тех, кто совершал эти преступления, или же с целью выражения солидарности с ними».
Авторы пояснительной записки отсылают к европейскому законодательству, предусматривающему ответственность за отрицание холокоста в годы Второй мировой войны, и декларируют необходимость законодательного закрепления уголовной ответственности за открытое одобрение и/или отрицание репрессий по национальному признаку.
Мы относимся к предложенному законопроекту скептически.
Очевидно, что разработчики проекта руководствовались благими целями противодействия отрицателям депортаций народов СССР (в частности, карачаевцев) в сталинский период. Однако мы вообще с сомнением относимся к криминализации как методу противодействия историческому ревизионизму любого рода. Впрочем, достоинством предложенного законопроекта является то, что криминализовать предлагается не всякое отрицание, а с конкретными и понятными предосудительными целями. Такого рода криминализация в принципе возможна.
Тем не менее, мы не видим у этого документа перспектив, поскольку он не предлагает никаких критериев, по которым можно определить, что считать политическими репрессиями по национальному признаку и геноцидом, а что нет.