24 октября 2013 года группа депутатов во главе с председателем Комитета по конституционному законодательству Владимиром Плигиным внесла в Государственную Думу законопроект, согласно которому участие в выборах в качестве кандидатов граждан, осужденных за совершение тяжких преступлений, не допускается на 10, а особо тяжких преступлений – на 15 лет с момента снятия и погашения судимости.
Таким образом, предполагается исправить ситуацию, сложившуюся после принятия 2 апреля 2013 года поправки к закону № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", согласно которой запрет на пассивное избирательное право для такой категории граждан был пожизненным.
Законопроект разработан во исполнение решения Конституционного суда. 10 октября 2013 года Конституционный суд удовлетворил жалобы шести граждан, не получивших доступа к выборам, признав, что фактическое пожизненное поражение в правах граждан, которые хоть раз в жизни были осуждены, неконституционно. По мнению суда, подобное ограничение избирательного права для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возможно, но оно не может быть "бессрочным". "Продолжительные сроки ограничения пассивного избирательного права", по мнению суда, возможны "в исключительных случаях за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, исходя из повышенной степени их общественной опасности". Однако, согласно новому законопроекту, новация будет относиться ко всем без исключения тяжким или особо тяжким преступлениям.
Мы считаем ограничения, введенные поправкой, в целом обоснованными. Заметим, что в поправке от 2 апреля говорилось не только об осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, но и о преступлениях экстремистской направленности, и последняя категория в новом законопроекте отсутствует. Однако стоит отметить, что законопроект, переводящий часть экстремистских преступлений в разряд тяжких, еще не принят, но может быть принят в любой момент. И при существующем состоянии российской судебной системы, допускающей большое количество злоупотреблений, в том числе в сфере применения антиэкстремистского законодательства, у власти действительно появляется возможность оказывать влияние на выборный процесс.