Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, вводящий ответственность за "пропаганду сепаратизма" и ужесточающий наказания по ряду действующих "антиэкстремистских" статей УК.
8 ноября 2013 года группа депутатов (Антон Романов, Евгений Федоров и Михаил Емельянов) внесла на рассмотрение Государственной Думы РФ законопроект № 379820-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Законопроектом, направленном на "сохранение территориальной целостности России" и пресечение "распространения идей сепаратизма и… их существования в различных формах на просторах СМИ, ТВ, интернета, псевдонаучных семинарах и симпозиумах, культурно-исторических мероприятиях и выставках, тиражировании книг", предполагается дополнение УК и КоАП, а также изменение формулировок ряда статей обоих кодексов.
По замыслу авторов документа, Кодекс дополнят две новые статьи, вводящие ответственность за пропаганду сепаратизма и подрыв территориальной целостности России – ст. 282.3 (пропаганда сепаратизма) и ст. 282.4 (планирование, подготовка, призыв к подрыву или посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Российской Федерации).
П. 1 ст. 282.3 УК предполагает лишение свободы на срок от 3 до 6 лет; п. 2 (изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования, либо распространение или рекламирование сепаратистских материалов или печатных изданий, изображений, иных предметов сепаратистского характера, либо публичная демонстрация кино- или видеофильмов сепаратистского содержания) влечет за собой лишение свободы на срок от 5 до 7 лет; а п. 3, описывающий симпатии к сепаратистским движениям либо публичное отрицание или территориальной целостности Российской Федерации или сомнение в ней, а также одобрение и оправдание сепаратизма, подразумевает лишение свободы от 3 лет. Все пункты статьи дополнены наказанием в виде различных сроков лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также ограничением свободы. При отягчающих обстоятельствах, к которым, в частности, относится использование СМИ и интернета, те же деяния наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет с дальнейшим поражением в правах до 20 лет.
П. 1 ст. 282.4 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет; п. 2 (организационная деятельность, в том числе финансирование такой деятельности, по планированию, подготовки, публичному призыву или иной деятельности, направленная на подрыв территориальной целостности Российской Федерации, то есть к отделению, в нарушение порядка, установленного Конституцией Российской Федерации, какой-либо части территории Российской Федерации) – от 6 до 10 лет; а при отягчающих обстоятельствах (применением насилия или с угрозой его применения; с использованием служебного положения; в СМИ; с помощью интернета; группой лиц по предварительному сговору; организованной группой) предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет.
Законопроект предусматривает изменение формулировок ст. 279 УК (вооруженный мятеж), где цели мятежа дополняются нарушением территориальной целостности России или субъекта Федерации, и ст. 280 УК (публичные призывы к экстремизму): авторы документа предлагают такой ее вид: "Публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти, вооруженному мятежу, совершению преступлений экстремистской направленности или преступлений террористического характера". Наказание по этой статье в новой редакции ужесточится: п. 1 – от 6 до 12 лет (в настоящее время – до 3 лет), по п. 2 ст. 280 УК – от 10 до 15 лет (в действующей редакции – до 5 лет).
Меняется формулировка ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) – ее предложено дополнить ответственностью за финансирование экстремистской деятельности или организации – и наказание, предусмотренное ею: до 6 лет за организацию (в действующей редакции – до 4 лет), за участие в экстремистской организации – до 5 лет (в настоящее время – до 2).
В КоАП законопроект вводит новую статью 20.3-1 (создание, распространение или хранение экстремистских материалов), предусматривающую штрафы до 6 тысяч рублей для граждан, до 20 тысяч рублей до должностных лиц, и до 1 миллиона для организаций. Существенно увеличивается размер штрафа по ст. 20.3 (до 5 тысяч рублей за демонстрацию нацистской символики и до 6 тысяч за изготовление и сбыт (в настоящее время – до 2 тысяч и 2,5 тысяч рублей соответственно).
Мы воспринимаем эту законодательную инициативу с большой тревогой, прежде всего потому, что таким образом криминализируются любые, в том числе научные, дискуссии о региональной политике, об отделении либо присоединении территорий Российской Федерации и даже о корректировке границ. Использование СМИ и интернета, согласно предлагаемому проекту, становится отягчающим обстоятельством, и, например, скептическое высказывание о правомерности принадлежности Курильских островов может трактоваться как "сомнение в территориальной целостности Российской Федерации" и влечь за собой наказание до 20 лет.
Действующее определение экстремистской деятельности действительно содержит пункт о насильственном изменении конституционного строя и нарушении целостности РФ. Этот пункт, как уже не раз отмечалось, сформулирован некорректно (см., например, мнение Венецианской Комиссии по поводу федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"), так как неочевидно, что определение "насильственный" относится не только к изменению строя, но и к нарушению целостности. Мы продолжаем настаивать, что к экстремизму имеет отношение лишь насильственный сепаратизм.
Отметим также, что, в отличие от действующей ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов), в предложенной ст. 20.3-1 не уточняется, что под экстремистскими материалами понимаются включенные в Федеральный список, что открывает возможности для злоупотреблений.