8 ноября 2013 года депутат от фракции ЛДПР Андрей Луговой внес в Госдуму законопроект № 380323-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающий внесудебную блокировку сайтов с призывами к экстремистским действиям и массовым беспорядкам.
Согласно законопроекту,"в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, разжиганию межнациональной и (или) межконфессиональной розни, участию в террористической деятельности, участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию". В законопроекте прописана схема, в соответствии с которой Роскомнадзор в срочном порядке предписывает провайдеру в течение рабочего дня уведомить владельца сайта о необходимости удаления нежелательного контента, а при отсутствии реакции блокировать сайт. В дальнейшем в случае удаления крамолы сайт может быть разблокирован.
Мы выступаем против принятия этого законопроекта.
Во-первых, мы считаем недопустимой внесудебную блокировку материалов, основанную лишь на подозрениях в экстремизме, поскольку она неизбежно приведет к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов и наступлению на свободу слова. Даже при необходимости срочной блокировки правоохранительные органы должны действовать с санкции суда, которая может быть выдана в срочном порядке, как в случае санкции на обыск или арест.
Во-вторых, следует обратить внимание на то, что блокировка призывов к "участию в публичных массовых мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка", очевидно, будет применяться к объявлениям о любых неугодных властям акциях, в том числе и мирных, но не "согласованных". Напомним, что ряд положений закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в соответствии с которым и устанавливается порядок проведения публичных мероприятий, противоречит духу Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека, о чем, в частности, заявляла Венецианская комиссия Совета Европы, рекомендовавшая внести изменения в этот закон.
13 декабря 2013 года Комитет Госдумы по информационной политике одобрил законопроект. Первое чтение законопроекта назначено на 17 декабря, сообщается, что он может быть рассмотрен в срочном порядке с внесением поправок в течение одного дня.