Новости по теме

В Госдуму вновь внесен законопроект о "реабилитации нацизма"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».
17 марта 2014 года стало известно, что 28 февраля 2014 года на рассмотрение Госдумы была внесена новая редакция законопроекта Ирины Яровой о "реабилитации нацизма". И этот вариант получил нелестный отзыв правительства.

28 февраля 2014 года на рассмотрение Госдумы была внесена новая редакция законопроекта Ирины Яровой "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". Под законопроектом поставили свои подписи многие другие депутаты и высокопоставленные чиновники.

Согласно законопроекту в УК вводится новая статья 354.1 (реабилитация нацизма), согласно ч. 1 которой "отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных указанным приговором, совершенные публично, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо лишением свободы на  срок до трех лет".  Среди отягощающих вину обстоятельств в ч. 2 ст. 354.1 перечислены "использование служебного положения, использование средств массовой информации, а равно искусственное создание доказательств обвинения". В этом случае за реабилитацию нацизма предлагается наказывать штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

11 марта 2014 года комитет по уголовному законодательству предложил до 13 апреля собрать отзывы к проекту и в апреле же рассмотреть его в первом чтении.

13 марта 2014 года поступил новый отзыв правительства за подписью вице-премьера Сергея Приходько. Как заявило правительство, "концептуально поддерживая идею необходимости пресечения попыток посягательства на историческую память в отношении событий, имевших место в период Второй мировой войны, необходимо отметить, что формулировки, используемые в предлагаемой статье УК, могут привести к неоднозначному толкованию указанной уголовно-правовой нормы и проблемам в правоприменительной практике". Правительство обратило внимание на то, что термин "реабилитация" используется в законопроекте в значении, не соответствующем его правовому определению и указало на неясность значения в контексте статьи слов "…соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных указанным приговором Международного военного трибунала", "…совершенные с искусственным созданием доказательств обвинения". "Также законопроектом не учитывается, - говорится в отзыве правительства, - что деяния, связанные с публичным оправданием идеологии и практики нацизма, публичным распространением идеологии нацизма, одобрением совершенных нацистами преступлений", могут быть квалифицированы по ст. 280 и 282 УК, а также по ст. 20.29 КоАП. Таким образом, законопроект нуждается в доработке. Напомним, версия законопроекта Яровой образца 2009 года также не получила одобрения правительства.

С нашей точки зрения, законопроект Яровой не имеет никакого практического смысла, поскольку в России действуют указанные правительством статьи, а также закон "Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов", недвусмысленно запрещающий любую демонстрацию нацистской или сходной с ней символики. Речь идет не о запрете пропаганды, которая запрещена и так, а о запрете на историческую дискуссию. Авторы законопроекта подстраховались даже на случай существования документального подтверждения не устраивающих их версий событий, такие документы, очевидно, и составят "искусственное создание доказательств обвинения". Принятие такого законопроекта означало бы существенное ограничение свободы слова.

Ссылки на данную статью [4]