Новости по теме

В третьем чтении принят пакет "антитеррористических" законов

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

22 апреля 2014 года Госдума приняла в третьем чтении пакет законопроектов, направленных на борьбу с терроризмом.

 

22 апреля 2014 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении пакет законопроектов, состоящий из законопроекта № 428889-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования противодействия терроризму)", законопроекта № 428884-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и законопроекта № 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств)". Эти документы были внесены в Думу группой депутатов, представляющих все фракции.

За законопроект о противодействии терроризму проголосовало 349 депутатов, 14 – против. Поправки в законы об информации и связи поддержали 340 депутатов (49 – против), третий законопроект (о контроле за электронными платежами) получил поддержку 443 человек (против оказалось трое).

Напомним, первый из них в очередной раз ужесточает наказание за террористическую деятельность и связанные с ней преступления. Так, вносится поправка, увеличивающая наказание по ст. 212 УК (массовые беспорядки) с 4–10 до 8–15 лет лишения свободы, и меняется ее формулировка. Расширяется действующий текст статьи, наказание последует не только за организацию, но и за подготовку массовых беспорядков, а перечень средств, применяемых при массовых беспорядках ("применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств") предложено дополнить фразой "веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих". Ст. 212 УК, по замыслу авторов, будет дополнена ч. 4, предусматривающей наказание за "приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке" для организации массовых беспорядков. Кроме того, предложены дополнения в ст.ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации), в которых будет предусмотрена ответственность (от одного года до шести лет лишения свободы) за "склонение, вербовку или иное вовлечение лица" в работу экстремистской организации. Вместе с тем сотрудники ФСБ получат право на личный досмотр и проверку документов лишь граждан, подозреваемых в совершении преступлений и правонарушений, подведомственных ФСБ. Также будут внесены поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, меняющие подсудность ряда дел. Московскому окружному военному суду и Северо-Кавказскому окружному военному суду становятся подсудны уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями о терроризме и рядом других.

Второй законопроект вносит поправки в законы об информации и о связи, направленные на усиление государственного контроля над интернетом. Владельцам серверов вменяется в обязанность уведомлять Роскомнадзор о начале деятельности, хранить данные обо всех действиях пользователей в течение полугода после окончания своей деятельности и предоставлять их правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством, в также исполнять требования к оборудованию и программно-техническим средствам для способствования оперативно-розыскной деятельности (то есть, видимо, системы контроля сети СОРМ-2).

Закон также юридически закрепляет термин "блогер" (владелец сайта или страницы в интернете, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей, не зарегистрированный как СМИ), который обязан открыть свое настоящее имя, наделяется обязанностями, дублирующими положения закона "О СМИ" и подлежит включению в особый реестр.

Согласно третьему законопроекту, без идентификации или упрощенной идентификации, которой считается предъявление документов, удостоверяющих личность, или их копий, данных платежных карт и электронной подписи, физическое лицо может осуществлять платежи, совершать покупки, пополнять счета в банке и т.д. на сумму, не превышающую 15 тысяч рублей, или эквивалентную сумму в валюте. При этом запрещаются анонимные переводы средств между физическими лицами. Законопроект также оговаривает необходимость дополнительного контроля над зарубежным финансированием НКО.

Повторим, что эти меры представляются нам избыточными.  Формулировки "антитеррористического" законопроекта кажутся нам ведущими к расширительным толкованиям и, соответственно, к неправомерным преследованиям. Поправки в законы об информации и связи представляются нам противоречивыми, дискриминационными и направленными на ограничение свобод граждан (прежде всего свободы слова). Ужесточение же контроля над электронными финансами не позволит полностью отслеживать финансовые потоки, включая наличные средства. Что касается зарубежного финансирования НКО, оно и сейчас находится под абсолютным контролем государства.

С другой стороны, новые рычаги контроля государства над жизнью граждан неизбежно затрагивают гражданские права. В данном случае под удар, очевидно, подпадает право на свободу слова, тайну личной жизни, экономическую деятельность. Все эти рычаги, разумеется, могут быть применены не только к потенциальным террористам, но и для подавления любых неугодных политических движений. Новый удар будет нанесен и жертвам злоупотребления властей, обвиненным неправомерно.

Ссылки на данную статью [15]