31 декабря 2014 года президент подписал закон,
запрещающий руководителям признанных экстремистскими объединений создавать
новые.
31 декабря 2014 года президент подписал закон "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в части совершенствования механизмов противодействия экстремистской деятельности с использованием общественных и религиозных объединений)".
Этот документ вносит в ст. 15 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" следующие дополнения: "Лицо, которое ранее являлось руководителем или членом руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, не может быть учредителем общественного или религиозного объединения либо иной некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда".
Соответствующие запретительные поправки вносятся в ФЗ "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О свободе совести и о религиозных объединениях", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". С нашей точки зрения, эта норма должна была пройти общественное обсуждение.
Напомним, что в июле 2013 года президент подписал закон "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"", который запрещает становиться учредителем или членом религиозной организации иностранцам или лицам без гражданства, "в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ", лицам, чья деятельность признана судом экстремистской, либо подпадающим под закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.
По отношению к религиозным объединениям нынешний закон выглядит более рациональным, чем закон принятый в июле 2013 года, так как он выводит из числа лиц, пораженных в правах, рядовых участников объединений. В то же время, поскольку в нем не прописана процедура определения, по каким принципам гражданин может быть признан "членом руководящего органа" общественных или религиозных объединений, это может создать условия для произвола.
Кроме того, в рамках того же закона в ч. 5 ст. 24 ФЗ "О противодействии терроризму" было внесено дополнение, закрепившее порядок ведения единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных, признанных террористическими.
В течение пяти дней после признания той или иной организации террористической или после приговора по уголовному делу о преступлениях, предусмотренных статьей 205.4 УК (организация террористического сообщества и участие в нем), копия решения суда должна быть направлена в ФСБ для включения организации в реестр, а затем этот реестр в течение 10 дней должен быть опубликован в официальных периодических изданиях.
6 августа 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление Правительства РФ, регламентирующее порядок составления и ведения вышеупомянутого реестра.