Правительство России поддержало "антитеррористические" поправки, призвав лишь к сокращению срока хранения переписки и звонков граждан.
13 мая 2016 года правительство России опубликовало официальный отзыв на один из законопроектов о противодействии терроризму, внесенных на рассмотрение Госдумы сенатором Виктором Озеровым и депутатом Ириной Яровой. Кабинет министров заявил, что поддерживает законопроект и имеет лишь одно замечание: предлагаемый трехлетний срок хранения всей электронной переписки и звонков граждан с учетом технических возможностей провайдеров "нуждается в корректировке в сторону его уменьшения".
Обсуждаемый законопроект, внесенный в Госдуму 7 апреля 2016 года, содержит и ряд других нововведений, к которым правительство России замечаний не имеет. Среди них уточнение оснований для проведений контртеррористических операций, штрафы за нарушения законодательства о противодействии терроризму для экспедиторов, лишение российского гражданства тех, кто получил его, но совершил преступление террористической или экстремистской направленности. Кроме того, поправки предусматривают запрет на выезд из России для получивших предостережения о недопустимости преступлений по "террористическим" статьям или неснятую или непогашенную судимость за совершение сопряженного с террористической деятельностью преступления по ряду статей или преступления экстремистской направленности.
Другой законопроект Яровой и Озерова предусматривает отмену всех видов наказания помимо лишения свободы по большинству антиэкстремистских статей, введение наказания за вовлечение в экстремистскую деятельность и за недонесение о террористической деятельности (в том числе для подростков), а также приравнивание интернета к СМИ в смысле опасности высказывания для статьи о пропаганде терроризма. Подробнее обо всех предложенных мерах можно прочесть здесь.
Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы подверг критике усиление ответственности органов местного самоуправления в части противодействия терроризму и запрет на занятия деятельностью, финансируемой из-за рубежа, для гражданских служащих. Правовое управление Думы раскритиковало санкции для экспедиторов, заявило, что лишение гражданства прямо противоречит федеральному закону "О гражданстве", а также назвало несоразмерным запрет на выезд за рубеж для получивших предостережения. В поправках в УК и УПК недовольство управления вызвали, в частности, более строгие наказания за пособничество, чем за само совершение преступления; более строгое наказание за несообщение о преступлении, чем за укрывательство; отмена всех видов наказания, кроме лишения свободы, по антиэкстремистским статьям; продление срока уведомления прокурора и суда о проведении следственных действий.
13 мая 2016 года стало известно, что Верховный суд России также дал отзыв на поправки в УК и УПК. В нем, в частности, раскритикован отказ от альтернативности наказаний за преступления экстремистской направленности.
10 мая 2016 года профильный комитет Госдумы по безопасности рекомендовал принять пакет Озерова и Яровой в первом чтении. 13 мая Госдума приступила к его рассмотрению.
Совет по правам человека при президенте России подверг законопроекты критике. С мнением директора Центра "Сова" Александра Верховского относительно предложенных законопроектов можно ознакомиться здесь.
Мы считаем, что российская правоприменительная практика не выявила предпосылок к ужесточению мер борьбы с экстремизмом, поскольку на данный момент обвинение практически никогда не запрашивает максимальные наказания по соответствующим статьям. Введение излишне жестоких мер наказания вообще ведет лишь к росту напряжения в обществе. Мы также полагаем, что борьба с экстремизмом и даже терроризмом не требует и не оправдывает новых мер, еще более ограничивающих и так чрезмерно ограниченные в России права – на свободу слова, вероисповедания, на информацию, на личную жизнь и свободу передвижения.