Новости по теме

Подписан закон о системе профилактики правонарушений

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

В России вводится система профилактики правонарушений, в том числе в области противодействия экстремизму.


23 июня 2016 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации".

Под профилактикой правонарушений в законе понимается "совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения".

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, Следственный комитет, органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Однако в профилактике правонарушений могут участвовать, согласно закону, граждане, общественные объединения и иные организации, которых законы наделяют правом содействовать в этой области субъектам профилактики.

Профилактика должна вестись по целому ряду направлений, в числе которых указываются противодействие терроризму и экстремистской деятельности.

Закон предусматривает, что профилактика ведется при возникновении "социальных, экономических, правовых и иных причин и условий, способствующих совершению правонарушений". Обращает на себя внимание вводимое законом понятие "антиобщественное поведение". Оно определено как "не влекущие за собой административную или уголовную ответственность действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц".

Формы профилактики включают профилактическую беседу, объявление предостережения "о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения", профилактический учет, внесение представления "об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения", профилактический надзор (эти формы профилактики уполномочены применять правоохранительные органы), а также правовое просвещение и правовое информирование, социальную адаптацию, ресоциализацию, социальную реабилитацию и помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным такому риску.

При выявлении правонарушения, причин и условий, способствующих их совершению, а также при выявлении "лиц, поведение которых носит противоправный или антиобщественный характер, или лиц, намеревающихся совершить правонарушение" правоохранительными органами должны применяться "специальные меры профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно-разыскного характера". В чем заключаются эти меры, в законе не указано. Основанием для применения специальных мер может служить как решение суда, так и решение субъекта профилактики.

Лица, в отношении которых применены меры индивидуальной профилактики, могут обжаловать действия субъектов профилактики.

С нашей точки зрения, закон может быть применен к оппозиционным активистам и представителям так называемых "нетрадиционных" религиозных направлений как набор инструментов, позволяющий поставить их деятельность под дополнительный контроль. При этом создается угроза нарушения прав на частную жизнь, свободу слова, вероисповедания, передвижения и др. Подобные опасения лишь подкрепляются неясностью ряда формулировок закона, которая создает простор для злоупотреблений.

Ссылки на данную статью [1]