Новости по теме

Сенатор предложил отложить вступление в силу норм "закона Яровой" о хранении данных

Член Совета Федерации Антон Беляков считает, что начало реализации норм о хранении переговоров граждан следует отложить до 2023 года.


19 июля 2016 года член Совета Федерации Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, откладывающий вступление в силу норм о хранении переговоров граждан по одному из "законов Озерова - Яровой". Сенатор считает, что они должны вступить в силу не с 1 июля 2018 года, а только с 1 июля 2023 года.

Беляков указывает, что реализация норм о хранении данных в нынешнем виде повлечет грандиозные убытки операторов, рост стоимости их услуг и остановит развитие отрасли. Кроме того, пункт о предоставлении ключей для дешифровки закодированных переговоров в значительной части случаев является технически неосуществимым в силу использования end-to-end-шифрования, отмечает сенатор.

Пакет из двух законопроектов об усилении антиэкстремистских и антитеррористических мер, инициированный сенатором Виктором Озеровым и депутатом Ириной Яровой, был подписан президентом России Владимиром Путиным 7 июля 2016 года. Один из законов предписывает провайдерам хранить информацию о фактах коммуникации граждан в течение трех лет, а сами звонки и переписку - до полугода (окончательно срок хранения определяется правительством), обязывает организаторов распространения информации в интернете под угрозой штрафа передавать ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей, а провайдеров - при поступлении запроса правоохранительных органов расторгать договоры с абонентами, если в течение 15 суток не будет подтверждаться соответствие персональных данных пользователя с данными, указанными в договоре. Кроме того, законопроект существенно ограничивает миссионерскую деятельность: он запрещает миссионерство в жилых помещениях, а также предписывает миссионерам действовать от имени зарегистрированной религиозной группы.

Второй закон касается существенного ужесточения мер наказания за преступления террористической и экстремистской направленности, а также за организацию незаконной миграции, снижения возраста уголовной ответственности за ряд преступлений (преимущественно, террористической направленности). Он также вводит в УК статью о несообщении о преступлении террористической направленности. Помимо этого, вводится уголовное наказание за склонение к организации массовых беспорядков.

Законы, за исключением пунктов о хранении данных, вступают в силу 20 июля 2016 года. Мы считаем многие вводимые ими нормы излишними и даже вредными. Российская правоприменительная практика не выявила предпосылок к ужесточению мер борьбы с экстремизмом: обвинение практически никогда не запрашивает максимальные наказания по соответствующим статьям, а введение излишне жестоких мер наказания ведет лишь к росту напряжения в обществе. Мы также полагаем, что борьба с экстремизмом и даже терроризмом не требует и не оправдывает новых мер, еще более ограничивающих и так чрезмерно ограниченные в России права – на свободу слова, вероисповедания, на информацию, на личную жизнь.

Ссылки на данную статью [4]