Законопроект запрещает учреждать СМИ осужденным за экстремистские преступления и разрешает Роскомнадзору пресекать распространение зарубежных изданий за нарушение антиэкстремистского законодательства.
10 февраля 2017 года Госдума одобрила в первом чтении проект поправок к федеральному закону "О средствах массовой информации", внесенный в декабре 2015 года и рекомендованный профильным комитетом в январе 2017 года. Этот законопроект в числе прочего предусматривает введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые отбывают наказание либо имеют неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, а также тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с нарушением законодательства о СМИ, законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Отметим, что тяжкие и особо тяжкие преступления экстремистской направленности в любом случае входят в число преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Кроме того, поправки позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если это издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. При этом аннулирование происходит по результатам "мероприятий по контролю (надзору) … без взаимодействия с распространителем зарубежного периодического печатного издания" в установленном Роскомнадзором порядке.
С нашей точки зрения, в случае принятия в нынешнем виде законопроект явится неоправданным ограничением права на свободу слова. Ущемлены в этом праве будут осужденные за любые преступления экстремистской направленности, в то время как приговоры по соответствующим статьям нередко выносятся неправомерно, при этом ограничения могут коснуться в том числе и осужденных за экстремистские преступления средней тяжести (ч. 1 ст. 282). Комитет Госдумы по безопасности в своем отзыве на законопроект рекомендовал ограничить упоминаемый круг экстремистских преступлений только тяжкими и особо тяжкими, однако никак не прокомментировал тот факт, что наряду с ними в тексте поправки названы преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в целом, без разделения по категориям. В любом случае, эффективность этой поправки вызывает сомнения: лица, на которых распространится запрет на учреждение СМИ, по-прежнему смогут участвовать в работе СМИ, учрежденных кем-либо другим.
Что касается порядка распространения зарубежных периодических изданий, то во внесенном в Думу проекте поправок не только не говорится о том, что разрешения должны аннулироваться в судебном порядке, но и нет даже намеков на то, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.