20 июля 2017 года Госдума одобрила во втором чтении проект поправок к федеральному закону "О средствах массовой информации", внесенный в Госдуму в декабре 2015 и принятый в первом чтении в феврале 2017 года. Согласно версии, представленной ко второму чтению, законопроект в числе прочего предусматривает введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые отбывают наказание в местах лишения свободы либо имеют "судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности".
Кроме того, поправки позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если это издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. При этом аннулирование происходит по результатам "мероприятий по контролю (надзору) … в том числе без взаимодействия с распространителем зарубежного периодического печатного издания" в установленном Роскомнадзором порядке.
С нашей точки зрения, в случае принятия в нынешнем виде законопроект явится неоправданным ограничением права на свободу слова. Ущемлены в этом праве будут осужденные за преступления экстремистской направленности, а приговоры по соответствующим статьям нередко выносятся неправомерно. В любом случае, эффективность этой поправки вызывает сомнения: лица, на которых распространится запрет на учреждение СМИ, по-прежнему смогут участвовать в работе СМИ, учрежденных кем-либо другим.
Что касается порядка распространения зарубежных периодических изданий, то в законопроекте не только не говорится о том, что разрешения должны аннулироваться в судебном порядке, но и нет даже намеков на то, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.