20 июля 2017 года депутат от фракции "Единая Россия" Адальби Шхагошев внес в Госдуму законопроект № 230595-7 "О внесении изменений в статью 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Предложение Шхагошева поддержали еще 33 депутата. Рассмотрение законопроекта в первом чтении намечено на ноябрь 2017 года.
Законопроект предлагает изменить формулировку ч. 4 ст. 205.1 (содействие террористической деятельности), которая сейчас выглядит следующим образом: "организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, или руководство его совершением, а равно организация финансирования терроризма – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы".
В варианте авторов законопроекта формулировка ч. 4 ст. 205.1 выглядит так: "Организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211 настоящего Кодекса, а равно подготовка, склонение, вербовка и (или) иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из указанных преступлений и (или) руководство его совершением, а равно финансирование и (или) организация финансирования терроризма – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы".
Таким образом, список деяний, которые могут быть истолкованы как "содействие террористической деятельности" и предусматривают наказание вплоть до пожизненного, предлагается дополнить организацией совершения преступлений, предусмотренных ст.ст. 205.4 и 205.5 УК, то есть, буквально, организацией организации террористического сообщества и организацией организации террористической деятельности, а также некоторыми из преступлений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 205.1 УК. Напомним, ч. 1 ст. 205.1 УК карает за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных рядом статей УК, включая антитеррористические, вооружение или подготовку лица в целях совершения хотя бы одного из таких преступлений, а равно финансирование терроризма (отметим, что по какой-то причине вооружение лиц в целях совершения преступлений террористического характера в законопроекте Шхагошева опущено). Заявленной авторами целью законопроекта является ужесточение наказания за терроризм. Однако ст.ст. 205.4 и 205.5 и сейчас предусматривают наказание вплоть до пожизненного заключения. То есть, в реальности инициатива сводится к введению наказания вплоть до пожизненного за часть преступлений, подпадающих под действие ч. 1 ст. 205.1 УК.
Правительство законопроект поддержало с условием внесения в него корректив, которые в варианте, который будет представлен к первому чтению, были частично учтены. Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству также указал на существенные недостатки законопроекта, но счел возможным рекомендовать его к первому чтению, видимо, полагая, что он будет изменен ко второму.
Отзыв Верховного суда на законопроект был отрицательным. В частности, ВС отметил, что статистика наказаний по ч. 1 ст. 205.1 УК показывает, что максимальные сроки по ней назначаются крайне редко, то есть "имеющийся потенциал санкций" по этой части статьи "позволяет судам и в настоящее время дифференцировать уголовную ответственность с учётом фактических обстоятельств дела", а "усиление наказания за деяния, предусмотренные частью первой статьей 205.1 УК РФ, само по себе не может способствовать обеспечению неотвратимости уголовной ответственности за соответствующие общественно опасные действия".
ВС также обратил внимание на то, что "в части четвёртой статьи 205.1 УК РФ предусмотрена ответственность за наиболее опасные формы содействия террористической деятельности, состоящие в организации отдельных видов преступлений террористической направленности, руководстве их совершением либо организации финансирования терроризма", а потому дополнение ее диспозиции "указанием на действия, имеющие меньшую общественную опасность, является необоснованным, нарушающим структуру данной уголовно-правовой нормы".
С нашей точки зрения, инициатива депутата Шхагошева является неоправданной и непродуманной. Даже если законопроект будет принят, он едва ли окажет существенное влияние на юридическую практику. Вероятно, предлагая такую поправку, депутаты и не рассчитывают на видимый эффект, скорее ими движет стремление продемонстрировать усердие в борьбе с террористической угрозой.