14 ноября 2017 года Пленум Верховного суда РФ принял Постановление №44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав".
Среди прочего, Верховный суд дополнил список деяний, подпадающих, с его точки зрения, под определение "злоупотребления родительскими правами", которое, согласно ст. 69 Семейного кодекса является основанием для лишения родительских прав, но никак в статье не разъясняется.
Первое разъяснение этого определения ВС дал еще в 1998 году, тогда оно выглядело следующим образом: "Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.".
Теперь разъяснение выглядит следующим образом: "Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности (статья 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», статья 24 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»)".
С нашей точки зрения, включение в список оснований для лишения родительских прав вовлечения детей в деятельность запрещенных организаций может привести к неправомерным действиям властей. Напомним, что в России на сомнительных основаниях запрещен целый ряд религиозных объединений и организаций политического толка. Среди них, к примеру, головная организация и местные общины Свидетелей Иеговы, "Таблиги Джамаат", "Нурджулар", "Хизб ут-Тахрир", Национал-большевистская партия, "Армия воли народа", движение "Артподготовка".
Отметим также, что понятие "вовлечение детей в деятельность организации" в законодательстве не определено, что создает возможности для его расширительной трактовки правоохранительными органами и судами. Кроме того, ВС даже не указал, что лишению родительских прав должен предшествовать приговор суда за вовлечение ребенка в деятельность запрещенной организации. Не вполне ясно, и на каком основании ВС выделил как повод для лишения родительских прав вовлечение детей именно в такую, а не какую либо иную запрещенную законом деятельность.
Таким образом, верующие и политические активисты оказываются в ситуации, когда против них не только могут быть неправомерно выдвинуты уголовные обвинения в причастности к запрещенным организациям, но и их дети могут быть без веских оснований изъяты из семьи. Даже в случае, если постановление ВС не будет широко применяться судами на практике, оно создает дополнительный "профилактический" инструмент давления на граждан, побуждающий отказаться от неугодной властям веры и других убеждений или оставить протестную активность.