11 июля 2018 года стало известно, что 17 мая 2018 года группа депутатов от "Единой России", в том числе Сергей Боярский, Дмитрий Вяткин и Александр Грибов, внесла в Государственную Думу пакет из двух законопроектов об административном и уголовном преследовании за неисполнение решений суда о запрете на распространение информации. Речь идет не только о недостоверных или порочащих сведениях, но и о другой информации, распространение которой суды запрещают в соответствии с законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", законами "Об информации" и "О СМИ". Таким образом, среди прочих под действие законопроекта подпадает и распространение материалов, запрещенных на основе антиэкстремистских норм законодательства. Разработчики законопроекта считают, что прописанные в законодательстве санкции недостаточно суровы, и предлагают ужесточить наказание за неустранение запрещенной информации вплоть до привлечения к уголовной ответственности с назначением реального срока лишения свободы. При этом, с точки зрения авторов инициативы, в данном случае следует использовать механизм административной преюдиции.
Один из законопроектов предполагает внесение изменений в Кодекс об административных нарушениях. В частности, статью 17.15 КоАП (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера) депутаты хотят дополнить положением, согласно которому "неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тысяч до 20 тысяч рублей, на должностных лиц – от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Эти штрафы в разы превосходят те, что сейчас назначаются по данной статье. Если же нарушение не устранено в срок и зафиксировано повторно, то, согласно предложенной ч. 4 ст. 17.15 КоАП, на нарушителя может быть наложено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 25 тысяч рублей или административного ареста на срок до 10 суток или обязательных работ на срок до 120 часов; на должностных лиц – от 15 тысяч до 50 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток или обязательные работы на срок до 200 часов; на юридических лиц – от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.
За "злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению", совершенное физическим лицом, ранее в течение года привлекавшимся к административной ответственности за указанные деяния по ч. 4 ст. 17.15 КоАП депутаты предлагают наказывать уже по уголовной статье 315 УК (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта). До сих пор под эту статью подпадали лишь действия служащих (сотрудников государственных, коммерческих и иных организаций).
Гражданам может грозить штраф в размере до 50 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 240 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года. Служащие, согласно законопроекту, наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Правительство и Верховный суд в целом положительно оценили предложение депутатов, сделав лишь несколько технических замечаний. Положительным был и отзыв думского Комитета по государственному строительству и законодательству. Дата рассмотрения пакета законопроектов в первом чтении пока не назначена.
Точечное ужесточение санкций за неисполнение судебных решений именно в области распространения информации, на наш взгляд, свидетельствует о том, что российские власти по-прежнему рассматривают эту сферу как представляющую особую угрозу и нуждающуюся во все более строгом контроле.