26 февраля 2019 года сенатор Людмила Бокова внесла в Государственную Думу два законопроекта – о повышении штрафов по ст. 6.17 КоАП, карающей за нарушение законодательства РФ о защите детей от вредной информации, и о внесении поправок в само это законодательство.
В частности, по ч. 1 ст. 6.17 КоАП, касающейся нарушения положений по защите детей от вредной информации (т.е., например, использования несовершенных контент-фильтров), максимальные штрафы предлагается поднять до 4 тысяч рублей для граждан, до 20 тысяч – для должностных лиц, до двадцати тысяч – для предпринимателей, не образующих юридического лица, до 100 тысяч – для юрлиц. По ч. 2 (о неприменении средств защиты детей от вредной информации, т.е., скажем, контент-фильтрации) для предпринимателей, не образующих юрлица, максимальные штрафы должны подняться до 20 тысяч рублей, для юрлиц – до 100 тысяч.
Второй законопроект Боковой предусматривает некие меры по упорядочиванию практики применения норм, "регламентирующих обеспечение безопасности и развития детей в информационном пространстве".
В закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве" предлагается среди прочего внести следующие поправки:
Напомним, мы полагаем, что меры, описанные в законе о защите детей от вредной информации и ст. 6.17 КоАП, чрезмерно суровы и не вполне продуманны.
Во-первых, в результате применения контент-фильтрации ограничиваются права взрослых пользователей на доступ к информации в публичных местах (кафе, интернет-кафе, гостиницах, и т.п.), где доступ в интернет могут получить несовершеннолетние. Законопроекты Боковой никак не исправляют ситуацию, но напротив направлены на ужесточение санкций по за несоблюдение требований закона.
Во-вторых, обязывая учебные заведения применять контент-фильтры, существующее законодательство не учитывает того, что эти фильтры всегда несовершенны. Ранее администрация школ несла ответственность за огрехи программ, спущенных из Минобрнауки (с недавнего времени - Министерства просвещения). Теперь же администрации школ сами должны будут разбираться в особенностях программ контент-фильтрации, и очевидно, в этом смысле учебные заведения окажутся в неравных условиях, но будут нести одинаковую ответственность за нарушение закона по ч. 2 ст. 6.17 КоАП.