5 апреля 2019 года Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) разместила на федеральном портале с информацией о подготовке нормативных правовых актов законопроект, согласно которому госорганы наделяются полномочиями по срочному внесудебному приостановлению на срок до десяти рабочих дней банковских операций, которые, по их мнению, могут иметь отношение к финансированию террористической или экстремистской деятельности, к подготовке и проведению публичных мероприятий с нарушением установленного порядка, а также к обороту наркотиков.
Приостановку операций предлагается
производить "в случаях, не терпящих отлагательства, и при наличии
достаточных предварительно подтвержденных и задокументированных
сведений" соответствующего рода.
Согласно законопроекту, в случае подозрений на счет финансирования
террористической деятельности решение о приостановке финансовых операций принимают
руководители ФСБ федерального или территориального уровня или их заместители;
Если речь идет о предполагаемом финансировании экстремистской деятельности, "в том числе массовых беспорядков экстремистской направленности", распоряжение поступает от руководителей МВД или ФСБ федерального или территориального уровня (регион, субъект федерации) или их заместителей, то же касается и ситуации с возможным незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ или их аналогов;
Подозрения в финансировании организации и (или) проведения публичных мероприятий с нарушением установленного порядка позволяют выносить решение о приостановлении банковских операций руководителям МВД федерального или территориального уровня или их заместителям;
В течение 24 часов после вынесения решения о приостановке операций соответствующее ведомство обязано уведомить о нем генпрокурора или его заместителей. Генпрокуратура сможет опротестовать решение о приостановке счета, срок рассмотрения протеста составляет 48 часов, по прошествии которых о результатах сообщается Генпрокуратуре и Росфинмониторингу. В случае установления недостоверности сведений, на основании которых произведена приостановка банковских операций, должностное лицо, принявшее такое решение, незамедлительно отменяет его.
По прошествии десяти дней приостановление операций продлевается по решению суда на основании заявления соответствующего правоохранительного ведомства "до отмены такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации". При этом "в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица", чьи финансовые операции были приостановлены, "а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, судом может быть принято решение о назначении этому лицу ежемесячного пособия в размере, не превышающем установленную в соответствии с законом величину прожиточного минимума в Российской Федерации для соответствующей категории граждан, из расчета на данное лицо и каждого указанного члена его семьи". Выплата такого пособия осуществляется за счет блокированных денежных средств этого физического лица.
Предложенный Росфинмониторингом законопроект вызывает у нас опасения относительно возможных злоупотреблений, вероятность которых очень высока при применении внесудебных механизмов, поэтому мы полагаем, что блокировка средств во внесудебном порядке неприемлема. Правоохранительные органы получат очередной инструмент превентивного подавления неугодной общественной активности, причем их действия прямо затронут благосостояние граждан, против которых будут применяться предлагаемые меры, и членов их семей. Кроме того, законопроект не позволяет понять, на каком основании – и на какой срок – подобные вроде бы обеспечительные меры должны быть санкционированы судом по прошествии десяти дней. При таких размытых формулировках можно ожидать, что банковские операции будут приостанавливать на неограниченный срок, а основанием для вынесения соответствующих решений судами будут служить не только уголовные приговоры по антитеррористическим и антиэкстремистским статьям, влекущие за собой арест и конфискацию средств совершения преступления, и даже не только факт уголовного преследования (как это происходит сейчас с фигурантами списка "террористов и экстремистов" Росфинмониторинга), но и привлечение к ответственности по административным статьям или оперативные сведения, собранные правоохранительными органами. К примеру, легко предположить, что счета активистов, которых заподозрят в организации несогласованных митингов, будут блокироваться просто на основании этих подозрений.