Ко второму чтению текст законопроекта о запрещенной символике претерпел существенные изменения.
7 ноября 2019 года комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции предложил принять во втором чтении законопроект, меняющий федеральные законы "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов" и "О противодействии экстремистской деятельности" в области правил демонстрирования нацистской символики и символики запрещенных. Подготовленная ко второму чтению версия законопроекта существенно отличается от принятой в первом чтении.
В первоначальном тексте законопроекта из запрета на демонстрирование нацистской символики предлагалось сделать исключения для случаев ее использования в произведения "в произведениях науки, литературы, искусства, в продукции средств массовой информации, в учебных и просветительских целях образовательными организациями, реализующими образовательные программы, при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацизма".
Теперь же депутаты предлагают этот перечень не вводить. В то же время предлагается заменить запрет на "пропаганду и публичное демонстрирование" символики и атрибутики запретом на ее "использование". Исключением же должны стать "случаи использования" такой символики, "при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии".
С нашей точки зрения, исключение из законопроекта перечня ситуаций, в которых может демонстрироваться запрещенная символика, – разумное изменение, поскольку описать все возможные ситуации такого рода чрезвычайно сложно. Исключение фразы об "условии осуждения нацизма и экстремизма" тоже имеет смысл: даже в публикациях антифашистской тематики не всегда можно встретить прямое словесное осуждение нацизма, а требовать таких пояснений при каждом случае демонстрирования этой символики на территории России было бы абсурдно.
В то же время не вполне ясно, как предлагается устанавливать, формируется ли "негативное отношение" к нацистской идеологии. Возможно, считается, что установить это могут эксперты.
Наконец, если в законе "Об увековечении Победы..." запрет на "использование в любой форме нацистской символики" уже содержится, то в законе "О противодействии экстремистской деятельности" говорится только о "пропаганде и публичном демонстрировании" символики. Пока неясно, к каким правовым последствиям может привести на практике включение использования (даже непубличного) запрещенной символики в определение понятия "экстремизм". Отметим, что законопроект о внесении изменений в ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование запрещенной символики) пока не дошел и до первого чтения, поэтому неясно, будет ли и в этой норме запрет на публичное демонстрирование символики заменен запретом на ее использование.