19 ноября 2019 года Государственная Дума РФ окончательно приняла законопроект "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»" (предыдущее название – "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования правового регулирования использования нацистской символики в произведениях науки, литературы, искусства").
Принятая версия законопроекта существенно отличается от одобренной в первом чтении.
В первоначальном тексте законопроекта из запрета на демонстрирование нацистской символики предлагалось сделать исключения для случаев ее использования"в произведениях науки, литературы, искусства, в продукции средств массовой информации, в учебных и просветительских целях образовательными организациями, реализующими образовательные программы, при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацизма".
В окончательно принятой версии этого перечня нет. Запрет на "пропаганду и публичное демонстрирование" символики и атрибутики заменен запретом на ее "использование". Исключением же стали "случаи использования" такой символики, "при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии".
С нашей точки зрения, исключение из законопроекта перечня ситуаций, в которых может демонстрироваться запрещенная символика, – разумное изменение, поскольку описать все возможные ситуации такого рода чрезвычайно сложно. Исключение фразы об "условии осуждения нацизма и экстремизма" тоже имеет смысл: даже в публикациях антифашистской тематики не всегда можно встретить прямое словесное осуждение нацизма, а требовать таких пояснений при каждом случае демонстрирования этой символики на территории России было бы абсурдно.
В то же время не вполне ясно, как предлагается устанавливать, формируется ли "негативное отношение" к нацистской идеологии. Возможно, считается, что установить это могут эксперты.
Наконец, если в законе "Об увековечении Победы..." запрет на "использование в любой форме нацистской символики" уже содержится, то в законе "О противодействии экстремистской деятельности" говорится только о "пропаганде и публичном демонстрировании" символики. Пока неясно, к каким правовым последствиям может привести на практике включение использования (даже непубличного) запрещенной символики в определение понятия "экстремизм".
Следом депутаты намерены принять законопроект о внесении изменения в ст. 20.3 КоАП (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами), который также входит в пакет Елены Ямпольской ("Единая Россия"). Отметим, что это предложение пока только готовится к первому чтению.