19 ноября 2019 года Государственная Дума во втором чтении приняла законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»", предложенный депутатами Петром Толстым и Леонидом Левиным и сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой.
Законопроект был внесен в Госдуму еще в декабре 2017 года и одобрен в первом чтении в январе 2018 года. Он предусматривает возможность признания СМИ-"иностранными агентами" физических лиц и устанавливает порядок распространения информации СМИ-"иностранными агентами".
Принятая во втором чтении версия поправок отличается от изначально предложенной. Согласно ей, иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, может быть признано и любое физическое лицо, распространяющее для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, и при этом получающее финансирование из иностранных источников.
Кроме того, физлица и российские юрлица могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента, если распространяют материалы СМИ-"иностранных агентов" или участвуют в их создании и одновременно получают финансирование из-за рубежа либо от самих СМИ-"иностранных агентов". Такие физлица и российские юрлица тоже будут включаться в реестр СМИ-"иностранных агентов", и к ним тоже могут быть применены положения закона "О некоммерческих организациях", распространяющиеся на "иностранных агентов".
Предусматривается, что в течение месяца после наделения иностранного юрлица либо любого физлица статусом СМИ-"иноагента" это лицо должно учредить российское юрлицо, от лица которого должно вести деятельность. Те СМИ, которые уже признаны "иностранными агентами", должны будут сделать это до 1 февраля 2020 года. Если же юрлица уже созданы, то об этом тоже надо уведомить. Эти российские юрлица также будут включены в реестр СМИ-"иноагентов", и на них будут распространяться требования закона "О некоммерческих организациях".
Уточняется, что реестр СМИ-"иностранных агентов" ведет Минюст, но решение о включении того или иного лица в этот реестр принимается по согласованию с МИДом. Ранее глава комитета Леонид Левин заявлял, что решения по включению в реестр будут принимать Генпрокуратура и МИД, однако в финальной версии поправок Генпрокуратура не упоминается.
Сообщения и материалы как самих СМИ-"иноагентов", так и их российских юрлиц-"иноагентов" должны будут маркироваться указанием на соответствующий статус, а для телерадиовещания наличие таких указаний предлагается считать лицензионным требованием. Аналогичное указание должно будет содержаться в выходных данных зарегистрированного СМИ, учрежденного таким юрлицом.
Как и обещал Левин, из текста законопроекта исчезла возможность внесудебной блокировки по требованию Генпрокуратуры за распространение материалов без указаний на статус СМИ-"иноагента". В то же время, если первоначально предполагалось, что в случае вступления в силу постановления по административному делу о нарушении порядка деятельности СМИ-"иностранным агентом" или его российским юрлицом (соответствующую статью предложено внести в КоАП) на устранение нарушений ему будут даваться 15 дней, то теперь Роскомнадзору предлагается просто блокировать ресурс нарушителя в порядке, определенном правительством.
Исчезло из законопроекта и положение о том, что российские юрлица-"иноагенты" могут учреждать российские СМИ только по правилам, предусмотренным для иностранных инвесторов (не более 20 % в капитале).
Мы полагаем, что введение в законодательство статуса СМИ-"иностранных агентов" и ограничение их деятельности свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова в России.