21 ноября 2019 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»", предложенный депутатами Петром Толстым и Леонидом Левиным и сенаторами Андреем Клишасом и Людмилой Боковой.
Законопроект был внесен в Госдуму еще в декабре 2017 года, одобрен в первом чтении в январе 2018 года, а во втором, с поправками, 19 ноября 2019 года. Он предусматривает возможность признания СМИ-"иностранными агентами" физических лиц и устанавливает порядок распространения информации СМИ-"иностранными агентами".
Согласно законопроекту, иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, может быть признано любое физическое лицо, распространяющее для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, и при этом получающее финансирование из иностранных источников.
Кроме того, физлица и российские юрлица могут быть признаны выполняющими функции иностранного агента, если распространяют материалы СМИ-"иностранных агентов" или участвуют в их создании и одновременно получают финансирование из-за рубежа либо от самих СМИ-"иностранных агентов". Такие физлица и российские юрлица будут включаться в реестр СМИ-"иностранных агентов", и к ним могут применяться положения закона "О некоммерческих организациях", распространяющиеся на "иностранных агентов".
Предусматривается, что в течение месяца после наделения иностранного юрлица либо любого физлица статусом СМИ-"иноагента" это лицо должно учредить российское юрлицо, от имени которого должно вести деятельность. Те СМИ, которые уже признаны "иностранными агентами", должны будут сделать это до 1 февраля 2020 года. Если же юрлица уже созданы, то об этом тоже надо уведомить. Эти российские юрлица также будут включены в реестр СМИ-"иноагентов", и на них будут распространяться требования закона "О некоммерческих организациях".
Реестр СМИ-"иностранных агентов" будет вести Минюст, но решение о включении того или иного лица в этот реестр будет приниматься по согласованию с МИД.
Сообщения и материалы как самих СМИ-"иноагентов", так и их российских юрлиц-"иноагентов" должны будут маркироваться указанием на соответствующий статус, а для телерадиовещания наличие таких указаний предлагается считать лицензионным требованием. Аналогичное указание должно будет содержаться в выходных данных зарегистрированного СМИ, учрежденного таким юрлицом.
В случае вступления в силу постановления по административному делу о нарушении порядка деятельности СМИ-"иностранным агентом" или его российским юрлицом (соответствующая статью предложено внести в КоАП), Роскомнадзор будет блокировать ресурс нарушителя в порядке, определенном правительством.
Мы полагаем, что введение в законодательство статуса СМИ-"иностранных агентов" и ограничение их деятельности свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова в России.