1 марта 2020 года Владимир Путин подписал закон "О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", изменяющий текст ст. 20.3 КоАП (пропаганда или публичное демонстрирование нацистской символики или символики экстремистских организаций).
Поправки были внесены в Госдуму в декабре 2018 года группой депутатов во главе с Еленой Ямпольской по инициативе Общероссийского народного фронта (ОНФ). 11 декабря 2019 года они были приняты в первом чтении, 12 февраля 2020 года – в уточненном виде во втором чтении, 18 февраля – в третьем; 26 февраля их одобрил Совет Федерации.
Диспозиция и санкции ст. 20.3 КоАП остались неизменными, было лишь внесено примечание о том, что положения статьи "не распространяются на случаи использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии".
Входивший в тот же пакет поправок закон "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» и статью 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»" был подписан президентом в декабре 2019 года.
Отметим, что проект нового КоАП, разработанный Минюстом и обнародованный в конце января, предусматривает изменения в диспозиции и санкциях статьи о запрещенной символике; об этом мы писали здесь.
В целом мы приветствуем отмену тотального запрета на демонстрирование запрещенной символики, однако нам не вполне ясно, как предлагается устанавливать, формируется ли в том или ином случае "негативное отношение" к нацистской идеологии и идеологии запрещенных организаций. Мы опасаемся, что эта оговорка охватит не все случаи демонстрирования запрещенной символики без цели пропаганды соответствующей идеологии. Для предотвращения неправомерных преследований мы предлагали прямо прописать в федеральных законах и ст. 20.3 КоАП, что карается лишь демонстрирование запрещенной символики, направленное на такую пропаганду.