Министерство юстиции опубликовало очередной вариант своего проекта нового КоАП.
29 мая 2020 года Минюст России повторно представил на общественное обсуждение проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В него внесены несколько изменений, касающихся антиэкстремистских статей.
Ст. 39.3 КоАП (аналог действующей ст. 20.29 о массовом распространении экстремистских материалов) предусматривает существенное смягчение наказаний для индивидуальных предпринимателей по сравнению с первым вариантом проекта, опубликованном в январе 2020 года: сумма штрафа для них составляет теперь от 2 до 5 тысяч рублей. Однако, если в январском проекте Минюст предлагал снизить по ней суммы штрафов для юридических лиц и не приостанавливать их деятельность, то теперь ведомство предлагает оставить штрафы на уровне от 100 тысяч до миллиона рублей и лишь сократить максимальный срок приостановления деятельности юрлица с 90 дней до 30.
По ст. 39.4 КоАП о возбуждении ненависти (аналог ст. 20.3.1 действующего КоАП) предлагается снизить максимальный срок обязательных работ со 100 часов до 60.
В ст. 39.5 нового КоАП о пропаганде и публичном демонстрировании запрещенной символики и атрибутики Минюст по-прежнему предлагает установить единые санкции за демонстрирование и за сбыт такой атрибутики, соответствующие санкциям ч. 1 ст. 20.3 действующего КоАП, и ввести наказание для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. В нынешнем КоАП ч. 2 ст. 20.3 (об изготовлении и сбыте запрещенной атрибутики или символики) предусматривает более суровые наказания, чем ч. 1 (о ее пропаганде и демонстрировании), поэтому можно говорить о некотором смягчении нормы. Ранее Минюст предлагал также ввести в ст. 39.5 КоАП наказание для граждан в виде обязательных работ, однако, как видно, от этой идеи ведомство отказалось.
Если в январе Минюст предлагал включить в КоАП неопределенный термин "административные правонарушения экстремистской направленности", то в новой версии проекта он заменен на "административные правонарушения, состоящие в нарушении норм законодательства Российской Федерации о противодействии экстремизму". Такие правонарушения будут считаться грубыми, и дела по ним нельзя будет прекращать за малозначительностью.
Санкции ч. 5 ст. 14.1 (аналога действующей ч. 4 ст. 20.1 КоАП о повторном "оскорблении власти") Минюст ранее предлагал дополнить обязательными работами, но, как следует из нового текста проекта кодекса, сделано этого не будет. Как и предлагалось, в новый КоАП не будет включен аналог ч. 5 ст. 20.1 КоАП (о нарушении нормы об "оскорблении власти" более двух раз).
Минюст настаивает, что срок давности привлечения к административной ответственности в общем случае должен составлять один год, однако по ряду статей – больше. В частности, для грубых административных правонарушений предлагается установить срок в два года. В то же время срок давности по нарушениям, в частности, законодательства о СМИ (кроме статьи о злоупотреблении свободы массовой информацией), в области обработки информации, по правонарушениям, посягающим на порядок управления и на общественную нравственность, предлагается установить на уровне двух месяцев или трех месяцев для дел, рассматриваемых судом. В действующем КоАП срок давности составляет два-три месяца по большинству дел (но, в частности, по ст. 20.3.1 КоАП – год).
Отметим, во втором варианте проекта нового КоАП не были учтены замечания правозащитников из "Мемориала", "ОВД-Инфо", "Гражданского содействия" и "Адвокатской улицы". Исключением стало предложение о предоставлении права на бесплатную юридическую помощь лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.