Новости по теме

Минюст опубликовал второй вариант проекта нового КоАП

Министерство юстиции опубликовало очередной вариант своего проекта нового КоАП.


29 мая 2020 года Минюст России повторно представил на общественное обсуждение проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В него внесены несколько изменений, касающихся антиэкстремистских статей.

Ст. 39.3 КоАП (аналог действующей ст. 20.29 о массовом распространении экстремистских материалов) предусматривает существенное смягчение наказаний для индивидуальных предпринимателей по сравнению с первым вариантом проекта, опубликованном в январе 2020 года: сумма штрафа для них составляет теперь от 2 до 5 тысяч рублей. Однако, если в январском проекте Минюст предлагал снизить по ней суммы штрафов для юридических лиц и не приостанавливать их деятельность, то теперь ведомство предлагает оставить штрафы на уровне от 100 тысяч до миллиона рублей и лишь сократить максимальный срок приостановления деятельности юрлица с 90 дней до 30.

По ст. 39.4 КоАП о возбуждении ненависти (аналог ст. 20.3.1 действующего КоАП) предлагается снизить максимальный срок обязательных работ со 100 часов до 60.

В ст. 39.5 нового КоАП о пропаганде и публичном демонстрировании запрещенной символики и атрибутики Минюст по-прежнему предлагает установить единые санкции за демонстрирование и за сбыт такой атрибутики, соответствующие санкциям ч. 1 ст. 20.3 действующего КоАП, и ввести наказание для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей. В нынешнем КоАП ч. 2 ст. 20.3 (об изготовлении и сбыте запрещенной атрибутики или символики) предусматривает более суровые наказания, чем ч. 1 (о ее пропаганде и демонстрировании), поэтому можно говорить о некотором смягчении нормы. Ранее Минюст предлагал также ввести в ст. 39.5 КоАП наказание для граждан в виде обязательных работ, однако, как видно, от этой идеи ведомство отказалось.

Если в январе Минюст предлагал включить в КоАП неопределенный термин "административные правонарушения экстремистской направленности", то в новой версии проекта он заменен на "административные правонарушения, состоящие в нарушении норм законодательства Российской Федерации о противодействии экстремизму". Такие правонарушения будут считаться грубыми, и дела по ним нельзя будет прекращать за малозначительностью.

Санкции ч. 5 ст. 14.1 (аналога действующей ч. 4 ст. 20.1 КоАП о повторном "оскорблении власти") Минюст ранее предлагал дополнить обязательными работами, но, как следует из нового текста проекта кодекса, сделано этого не будет. Как и предлагалось, в новый КоАП не будет включен аналог ч. 5 ст. 20.1 КоАП (о нарушении нормы об "оскорблении власти" более двух раз).

Минюст настаивает, что срок давности привлечения к административной ответственности в общем случае должен составлять один год, однако по ряду статей – больше. В частности, для грубых административных правонарушений предлагается установить срок в два года. В то же время срок давности по нарушениям, в частности, законодательства о СМИ (кроме статьи о злоупотреблении свободы массовой информацией), в области обработки информации, по правонарушениям, посягающим на порядок управления и на общественную нравственность, предлагается установить на уровне двух месяцев или трех месяцев для дел, рассматриваемых судом. В действующем КоАП срок давности составляет два-три месяца по большинству дел (но, в частности, по ст. 20.3.1 КоАП – год).

Отметим, во втором варианте проекта нового КоАП не были учтены замечания правозащитников из "Мемориала", "ОВД-Инфо", "Гражданского содействия" и "Адвокатской улицы". Исключением стало предложение о предоставлении права на бесплатную юридическую помощь лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.