8 июня 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий хостинг-провайдеров осуществлять внесудебные блокировки. Соответствующие поправки к федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" были приняты Госдумой 27 мая 2020 года. Первоначально они касались только регулирования распространения контента, защищенного авторским правом (ст. 15.2 федерального закона), однако ко второму чтению депутаты дополнили законопроект.
Согласно подписанному президентом закону, изменится механизм внесудебных блокировок, описанный в ст. 15.3 ФЗ "Об информации" (введенной т.н. законом Лугового). Эта норма предусматривает, что Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры осуществляет блокировку информации с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в несанкционированных массовых мероприятиях, создающей угрозу общественной безопасности или общественному порядку "недостоверной информации", материалов нежелательных организаций и ссылок на них. Получив требование Генпрокуратуры, Роскомнадзор предписывает операторам связи (интернет-провайдерам) заблокировать указанный в нем сайт, а хостера извещает о блокировке.
В действующей редакции федерального закона указано, что в течение суток после получения уведомления от Роскомнадзора хостер должен уведомить владельца сайта о необходимости удаления информации. Согласно новым поправкам, хостер должен будет сделать это незамедлительно, как только получит от Роскомнадзора уведомление. Если владелец сайта не удалит информацию в течение суток, то хостер должен будет заблокировать указанный в уведомлении информационный ресурс.
Отметим, что, согласно действующей редакции закона, владелец сайта может удалить информацию, указанную в уведомлении, и сообщить об этом Роскомнадзору, после чего операторы связи должны разблокировать его ресурс. Новые поправки, хотя и возлагают обязанность по блокировке также и на хостера, не обязывают его разблокировать сайт.
Поправки вступят в силу 1 октября 2020 года.
Мы выступаем против внесудебной блокировки материалов в сети, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Неопределенность, которую вносит новый закон, не описывающий порядок разблокировки на уровне хостера, чревата дополнительными необоснованными ограничениями свободы слова.