"> "> Принят в первом чтении законопроект об ужесточении... / COBA
Новости по теме

Принят в первом чтении законопроект об ужесточении законодательства об "иностранных агентах"

Госдума приняла в первом чтении основной законопроект из пакета, ужесточающего законодательство об "иностранных агентах".


8 декабря 2020 года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", который касается ужесточения законодательства об "иностранных агентах". Он был внесен в Думу 18 ноября. Поправки ко второму чтению законопроекта должны быть представлены в семидневный срок.

Ряд нововведений, предложенных в законопроекте, касается закона "О некоммерческих организациях". К "иностранным источникам", от которых "иностранные агенты" получают "денежные средства и (или) иное имущество" (в действующей редакции – "денежные средства и иное имущество"), предлагается отнести не только иностранные и российские юрлица и иностранных граждан, но и российских граждан. При этом уточняется, что российские юридические и физические лица необязательно сами получают эти средства, а могут лишь выступать посредниками при передаче средств от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации (НКО), участвующей в политической деятельности.

Существенно расширяется перечень ситуаций, при которых НКО-"иноагенты" должны будут использовать маркировку о своем статусе. В действующей редакции закона указано, что указание на статус "иностранного агента" должно содержаться в материалах, издаваемых и распространяемых такой организацией, в том числе через СМИ и в интернете. Законопроект предусматривает, что маркировке подлежать также будут материалы, направляемые НКО-"иноагентом" в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные и "иные" организации, а также "информация о деятельности" организации, распространяемая через СМИ.

Более того, аналогичную маркировку должны будут использовать во всех вышеперечисленных ситуациях также учредители, члены, участники, руководители, работники и члены органов НКО-"иноагента", если материалы производятся или распространяются ими "при осуществлении политической деятельности".

Расширяются основания внеплановых проверок любых НКО: к сообщениям о признаках экстремизма в деятельности НКО предлагается добавить случаи выявления информации "о совершении действий, не соответствующих уставным целям и задачам ее деятельности" в ходе "мероприятий по контролю без взаимодействия" с самой НКО. Начинать такие проверки нужно будет незамедлительно и с уведомлением прокуратуры. При этом сроки проверок НКО руководители органов Минюста смогут увеличивать до 45 дней, если они требуют межведомственного взаимодействия, сложных и длительных исследований, экспертиз и расследований. Кроме того, предлагается обязать все НКО отчитываться перед Минюстом о персональном составе не только руководящих органов, но и всех работников. Уточняется также, что Минюст обязан публиковать реестр НКО-"иноагентов" на своем сайте. Помимо этого, согласно поправке, которую предлагается внести в закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", НКО-"иноагенты" не смогут выдвигать кандидатуры в общественные советы федеральных министерств.

Согласно поправкам, которые предлагается внести в закон "Об общественных объединениях", "иностранными агентами" можно будет признавать общественные объединения, функционирующие без приобретения прав юридического лица, если они участвуют или намереваются участвовать в политической деятельности, при этом получая зарубежное финансирование. Как и некоммерческие организации, они должны будут уведомлять Минюст об этом. Министерство, в свою очередь, должно будет вести отдельный реестр таких общественных объединений, "выполняющих функции иностранного агента". Как и в случае с НКО, эти общественные объединения должны будут соответствующим образом маркировать производимые, распространяемые и направляемые в органы власти и СМИ материалы и информацию о своей деятельности. То же касается материалов, распространяемых учредителем, членом, участником, руководителем объединения при осуществлении политической деятельности.

В закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" предлагается внести положения, согласно которым лицами, "выполняющими функции иностранного агента", могут быть признаны физические лица вне зависимости от их гражданства. Основанием для наделения физлица таким статусом может стать осуществление им на территории России в интересах иностранного источника (иностранного государства, международной, иностранной организации или иностранных граждан) политической деятельности, как она определена законом "О некоммерческих организациях". Другим основанием предлагается установить целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые иностранный источник может использовать "против безопасности Российской Федерации", при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 УК (госизмена) и ст. 276 УК (шпионаж). По мысли авторов законопроекта, этот сбор сведений должен быть связан с материальной или организационно-методической помощью со стороны иностранного источника или действующих в его интересах российских граждан. Перечень сведений, которые могут быть использованы против безопасности РФ, должна определить ФСБ.

Физическое лицо, деятельность которых подпадает под эти признаки, должно будет подать подать в Минюст заявление о включении в список физлиц-"иноагентов", который должен будет публиковаться на сайте ведомства. Иностранные граждане, прибывающие в Россию, обязаны подать уведомление о намерении осуществлять деятельность, "связанную с выполнением функций иностранного агента", до момента въезда в страну. От обязанности подавать такое заявление, согласно законопроекту, освобождаются: дипломатические работники и находящиеся в России по официальному приглашению представители иностранных государств и международных организаций; аккредитованные иностранные журналисты, в том числе признанные СМИ-"иноагентами"; иные лица по решению Минюста, принятому по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны. Однако в том случае, если иностранный журналист будут осуществлять деятельность, "связанную с выполнением функций иностранного агента, несовместимую с его профессиональной деятельностью журналиста", Минюст внесет его в список физлиц-"иноагентов".

Все, кто получит статус физлиц-"иноагентов", должны будут раз в полгода отчитываться перед Минюстом о своей деятельности, "связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании", предусматривает законопроект. При этом, как и НКО и незарегистрированные организации, они должны будут указывать свой статус в производимых и распространяемых материалах, а также в обращениях в госоррганы и органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации, если они связаны с выполнением "функции иностранного агента". Более того, согласно законопроекту, физлица-"иноагенты" не смогут быть назначены на должности в госорганах и органах местного самоуправления. Закон "О государственной тайне" также предлагается дополнить указанием на то, что физлицам-"иноагентам" может быть отказано в доступе к государственной тайне. Для исключения из списка такое физлицо в случае прекращения деятельности, "связанной с выполнением функции иностранного агента", может подать ходатайство, на рассмотрение которого Минюсту отводится 60 дней.

В закон "О СМИ" предлагается также внести запрет на распространение в СМИ и интернете информации об НКО-"иноагентах", общественных объединениях-"иноагентах" и физлицах-"иноагентах", а равно их материалов, без указания на выполение ими "функции иностранного агента".

Отдельный законопроект, также внесенный в Госдуму, вносит изменения в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Он предусматривает введение двух новых понятий: "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом" и "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента". Под первым подразумевается любой кандидат, который в течение двух лет до назначения выборов работал в НКО-"иноагенте", незарегистрированном общественном объединении-"иноагенте", СМИ-"иноагенте" либо получал от них денежные средства или имущественную помощь и при этом осуществлял политическую деятельность, как она определена законом "О некоммерческих организациях". Сведения о наличии у кандидата такого статуса должны доводиться до избирателей как избирательной комиссией, так и самим кандидатом в подписных листах и во всех видах информирования, включая дебаты. Агитационные материалы, согласно законопроекту, должны содержать указание на этот статус, которое должно занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала. Кроме того, на незарегистрированные общественные объединения-"иноагенты" и СМИ-"иноагенты" планируется распространить действующий для НКО-"иноагентов" запрет на участие в избирательных кампаниях. Этот законопроект Дума пока не рассматривала. Кроме того, ожидает рассмотрения проект поправок в КоАП, ужесточающих требования к "иностранным агентам".

Мы полагаем, что предлагаемые законодательные изменения свидетельствуют о прогрессирующем наступлении на свободу слова в России.

Ссылки на данную статью [27]