Депутаты решили не ограничивать максимальную сумму штрафов для юрлиц, а рассчитывать ее в зависимости от годовой выручки нарушителя.
18 декабря 2020 года комитет Госдумы по госстроительству одобрил поправки к законопроекту, который вносит в Кодекс об административных правонарушениях нормы об ответственности за неисполнение владельцами сайтов и хостинг-провайдерами обязательств по удалению либо блокировке незаконного контента. Этот законопроект был внесен в Думу в июле депутатами Александром Хинштейном и Сергеем Боярским, а в октябре – принят в первом чтении.
Авторы законопроекта предложили внести в КоАП новую статью 13.41 в связи с тем, что до сих пор не была установлена ответственность за неисполнение владельцами сайта обязанности по удалению контента и за уклонение хостинг-провайдеров от блокировки сайтов. По ч. 1 новой нормы предполагается наказывать провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих размещение информации в интернете, за непринятие мер по ограничению доступа к сайтам, если законодательство обязывает их принимать такие меры. По ч. 2 ст. 13.41 наказанию подлежат владельцы сайтов, не удалившие контент, подлежащий удалению. В обоих случаях в качестве наказания депутаты предлагают штрафовать граждан на суммы от 50 до 100 тысяч рублей, должностных лиц – от 200 до 400 тысяч, юридических лиц – от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.
В редакции первого чтения по ч. 5 новой нормы за повторное совершение такого правонарушения предлагалось на граждан налагать штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, на должностных лиц – от 500 до 800 тысяч, на юрлиц – от 4 до 8 миллионов. Ко второму чтению депутаты предложили изменить принцип расчета штрафа для юрлиц: теперь он должен составить от 1/20 до 1/10 "совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг)" за прошлый календарный год либо часть текущего календарного года, предшествующую дате выявления правонарушения, но не менее 4 миллионов рублей.
Чч. 3 и 4 предлагаемой статьи 13.41 КоАП касаются уклонения хостеров и владельцев сайтов от блокировки и удаления запрещенного контента с призывами к осуществлению экстремистской деятельности, детской порнографией и информацией о наркотиках. В этих случаях, по задумке депутатов, граждан должны штрафовать на суммы от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц – от 400 до 800 тысяч, юрлиц – от 3 до 8 миллионов.
За повторное совершение подобных правонарушений по ч. 6 ст. 13.41 КоАП в первом чтении были предусмотрены штрафы для граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей, для должностных лиц – от 800 до 1 миллиона рублей, для юрлиц – от 8 до 15 миллионов. Теперь же юрлиц предлагается штрафовать на сумму от 1/10 до 1/5 выручки, но не менее чем на 8 миллионов рублей..
В законопроекте также содержится предложение снабдить новую ст. 13.41 КоАП примечанием о том, что ее действие не распространяется на случаи блокировки сетевых ресурсов за нарушения авторских прав. Таким образом, штрафы будут касаться владельцев сайтов, не удаливших противоправный контент, и хостинг-провайдеров, своевременно не заблокировавших страницы с ним, если речь идет о:
- страницах, включенных в Единый реестр запрещенных сайтов (по ст. 15.1 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации") – причем подлежащих блокировке и по судебному решению о признании информации запрещенной, и по решению уполномоченного органа (МВД, Роспотребнадзор, ФНС, Роскомнадзор, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь), и по постановлению судебного пристава по делам о защите чести и достоинства;
- материалах, подлежащих блокировке во внесудебном порядке по требованию Генпрокуратуры за "оскорбление власти" по ст. 15.1-1 закона;
- материалах, подлежащих блокировке во внесудебном порядке по требованию Генпрокуратуры по ст. 15.3 закона. При этом если за нарушение порядка осуществления блокировок за призывы к экстремистской деятельности предлагается ввести повышенные штрафы (по чч. 3, 4, 6 ст. 13.41 КоАП), то по остальным перечисленным в ст. 15.3 основаниям (распространение информации с призывами к массовым беспорядкам, фейков, материалов нежелательных организаций и ссылок на них) – обычные (по чч. 1, 2, 5 ст. 13.41). Отметим также, что на рассмотрении в Думе находится законопроект, дополняющий перечень подлежащего блокировке контента информацией "обоснованием и (или) оправданием" экстремистской деятельности.
С нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, и его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, в особенности это касается внесудебных блокировок, в том числе по ст. 15.3 ФЗ "Об информации". На несоответствие этих норм требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Крупные штрафы не только для провайдеров, уклоняющихся от блокировок, но и для хостеров и владельцев сайтов в таких условиях способны стать новыми инструментами произвольного ограничения свободы слова и подавления критики деятельности властей.