23 декабря 2020 года Госдума приняла в третьем чтении закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности", который ужесточает законодательство об "иностранных агентах". 25 декабря 2020 года закон был одобрен Советом Федерации.
Законопроект был внесен в Госдуму 18 ноября, прошел первое чтение 8 декабря, второе – 22 декабря.
Ряд утвержденных поправок касается закона "О некоммерческих организациях". К "иностранным источникам", от которых "иностранные агенты" получают "денежные средства и (или) иное имущество" (в действующей редакции – "денежные средства и иное имущество"), теперь будут относить не только иностранные и российские юрлица и иностранных граждан, но и российских граждан. При этом уточняется, что российские юридические и физические лица необязательно сами должны получать эти средства, а могут лишь выступать посредниками при передаче средств от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской некоммерческой организации (НКО), участвующей в политической деятельности.
Существенно расширяется перечень ситуаций, при которых НКО-"иноагенты" должны будут использовать маркировку о своем статусе. В действующей редакции закона указано, что указание на статус "иностранного агента" должно содержаться в материалах, издаваемых и распространяемых такой организацией, в том числе через СМИ и в интернете. Новый закон предусматривает, что маркировке подлежать также будут материалы, направляемые НКО-"иноагентом" в госорганы, органы местного самоуправления, образовательные и "иные" организации, а также "информация о деятельности" организации, распространяемая через СМИ.
Более того, аналогичную маркировку должны будут использовать во всех вышеперечисленных ситуациях также учредители, члены, участники, руководители и члены органов НКО-"иноагента", если материалы производятся или распространяются ими "при осуществлении политической деятельности".
Расширяются основания внеплановых проверок любых НКО: к сообщениям о признаках экстремизма в деятельности НКО будут добавлены случаи выявления информации "о совершении действий, не соответствующих уставным целям и задачам ее деятельности" в ходе "мероприятий по контролю без взаимодействия" с самой НКО. Начинать такие проверки нужно будет незамедлительно и с уведомлением прокуратуры. При этом сроки проверок НКО руководители органов Минюста смогут увеличивать до 45 дней, если они требуют межведомственного взаимодействия, сложных и длительных исследований, экспертиз и расследований. Кроме того, предлагается обязать все НКО отчитываться перед Минюстом о персональном составе не только руководящих органов, но и всех работников. Уточняется также, что Минюст обязан публиковать реестр НКО-"иноагентов" на своем сайте.
Согласно поправкам, которые вносятся в закон "Об общественных объединениях", "иностранными агентами" можно будет признавать общественные объединения, функционирующие без приобретения прав юридического лица, если они участвуют или намереваются участвовать в политической деятельности, при этом получая зарубежное финансирование. Как и некоммерческие организации, они должны будут уведомлять Минюст об этом. Министерство, в свою очередь, должно будет вести отдельный реестр таких общественных объединений, "выполняющих функции иностранного агента". Как и в случае с НКО, эти общественные объединения должны будут соответствующим образом маркировать производимые, распространяемые и направляемые в органы власти и СМИ материалы и информацию о своей деятельности. То же касается материалов, распространяемых учредителем, членом, участником, руководителем объединения при осуществлении политической деятельности.
В закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" вносятся положения, согласно которым лицами, "выполняющими функции иностранного агента", могут быть признаны физические лица вне зависимости от их гражданства. Основанием для наделения физлица таким статусом может стать осуществление им на территории России в интересах иностранного источника (иностранного государства, международной, иностранной организации или иностранных граждан) политической деятельности, как она определена законом "О некоммерческих организациях". Другим основанием для признания физического лица "иностранным агентом" будет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые иностранный источник при их получении может использовать "против безопасности Российской Федерации", при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 УК (госизмена) и ст. 276 УК (шпионаж). По мысли авторов нового закона, этот сбор сведений должен быть связан с материальной или организационно-методической помощью со стороны иностранного источника или действующих в его интересах российских граждан. Перечень сведений, которые могут быть использованы против безопасности РФ, должна определить ФСБ.
Физическое лицо, деятельность которого подпадает под эти признаки, должно будет подать подать в Минюст заявление о включении в список физлиц-"иноагентов", который должен будет публиковаться на сайте ведомства. Иностранные граждане, прибывающие в Россию, обязаны подать уведомление о намерении осуществлять деятельность, "связанную с выполнением функций иностранного агента", до момента въезда в страну. От обязанности подавать такое заявление, согласно новому закону, освобождаются: дипломатические работники и находящиеся в России по официальному приглашению представители иностранных государств и международных организаций; аккредитованные иностранные журналисты, в том числе признанные СМИ-"иноагентами"; иные лица по решению Минюста, принятому по согласованию с ФСБ, ФСО, СВР, Минобороны. Однако в том случае, если иностранный журналист будут осуществлять деятельность, "связанную с выполнением функций иностранного агента, несовместимую с его профессиональной деятельностью журналиста", Минюст внесет его в список физлиц-"иноагентов".
Все, кто получит статус физлиц-"иноагентов", должны будут раз в полгода отчитываться перед Минюстом о своей деятельности, "связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании". При этом, как и НКО и незарегистрированные организации, они должны будут указывать свой статус в производимых и распространяемых материалах, а также в обращениях в госорганы и органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации, если они связаны с выполнением "функции иностранного агента". Более того, согласно новому закону, физлица-"иноагенты" не смогут быть назначены на должности в госорганах и органах местного самоуправления. Закон "О государственной тайне" будет дополнен указанием на то, что физлицам-"иноагентам" может быть отказано в доступе к государственной тайне. Для исключения из списка такое физлицо в случае прекращения деятельности, "связанной с выполнением функции иностранного агента", может подать ходатайство, на рассмотрение которого Минюсту отводится 60 дней.
В закон "О СМИ" вносится запрет на распространение в СМИ, в том числе в материалах СМИ в интернете, информации об НКО-"иноагентах", общественных объединениях-"иноагентах" и физлицах-"иноагентах", а равно их материалов, без указания на выполнение ими "функции иностранного агента".
На рассмотрении Госдумы находятся также связанный законопроект об изменениях в избирательном законодательстве (см. здесь) и законопроекты, ужесточающие административную и уголовную ответственность для всех категорий "иностранных агентов".
Мы полагаем, что новые законодательные изменения свидетельствуют о прогрессирующем наступлении на свободу слова и свободу ассоциаций в России.