Госдума приняла в третьем чтении закон о борьбе с противоправным контентом в соцсетях. Он будет распространяться только на соцсети с полумиллионной аудиторией. Они должны будут самостоятельно и по жалобам блокировать такой контент, на который распространяется уже существующее законодательство о внесудебных блокировках. Поправки предусматривают механизм оспаривания решений администрации соцсети.
23 декабря 2020 года Госдума приняла в третьем чтении закон о борьбе с противоправной информацией в соцсетях, внесенный депутатами Сергеем Боярским и Андреем Альшевских. 25 декабря 2020 года закон был одобрен Советом Федерации.
Соответствующий законопроект был внесен в нижнюю палату парламента летом 2017 года, а затем внесен заново и принят в первом чтении весной 2018-го. 21 декабря 2020 года комитет по информационной политике внес в него существенные изменения, подготовленные депутатами Александром Хинштейном и Сергеем Боярским, 22 декабря он был принят во втором чтении.
Согласно новой норме, в закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" будет добавлена ст. 10.6 ("Особенности распространения информации в социальных сетях"). Под соцсетью в этой статье понимается сайт, информационная система или компьютерная программа, которые используются "пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации" на государственных языках России, ее субъектов и иных языках народов России, на которых "может распространяться" реклама, направленная на привлечение внимания российских потребителей, и "доступ к которым в течение суток" составляет более 500 тысяч пользователей интернета, находящихся на территории России.
За ведение реестра соцсетей будет отвечать Роскомнадзор. Сервис, включенный в этот реестр, обязан будет привести свои правила пользования в соответствие с законом в течение двух месяцев. В числе прочего, он должен будет установить предложенный Роскомнадзором счетчик. Если российская аудитория соцсети в течение трех месяцев будет меньше 500 тысяч пользователей, такой сервис может быть исключен из реестра по заявлению владельца соцсети. Если же такая посещаемость будет держаться на протяжении полугода, Роскомнадзор может сам исключить эту соцсеть их реестра.
Соцсеть обязана будет опубликовать правила пользования на русском языке и информировать пользователей об изменениях в них в течение трех дней. Согласно законопроекту, правила соцсети должны будут содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к распространению в социальной сети информации; права и обязанности пользователей и владельца; порядок рассмотрения обращений пользователей в срок, не превышающий 30 календарных дней; порядок осуществления мониторинга и рассмотрения обращений о противозаконном контенте.
Владелец соцсети будет обязан:
- не допускать ее использование "в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань";
- не допускать распространение информации "с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями";
- соблюдать запреты и ограничения избирательного законодательства;
- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций. При этом предлагается указать в законе, что защиту этих прав можно осуществлять в судебном порядке, обращаясь с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Кроме того, владелец соцсети должен будет самостоятельно осуществлять мониторинг ряда разновидностей противоправного контента. В этот перечень вошли следующие категории материалов, полномочиями по блокировке которых уже наделены различные госорганы:
- детская порнография;
- информация о способах употребления наркотиков;
- информация о способах совершения самоубийства;
- информация об азартных играх в интернете;
- информация о дистанционной продаже алкоголя;
- информация, направленная на склонение несоверше ннолетних в совершение противоправных действий;
- информация, выражающая явное неуважение к обществу, государству, его символам и органам власти;
- информация с призывами к массовым беспорядкам, участию в несогласованных публичных мероприятиях, фейк-ньюс, информация и ссылки на материалы нежелательных организаций.
Владелец соцсети должен будет также опубликовать адрес электронной почты и форму обратной связи для направления обращений об информации, распространяемой с нарушением закона. Отчет о рассмотрении таких обращений и о мониторинге должен будет публиковаться ежегодно.
В случае выявления контента, распространяемого с нарушением закона, в ходе мониторинга или по чьему-либо обращению владелец соцсети обязан будет заблокировать его незамедлительно. Однако если он не сможет сам оценить, подпадает ли оспариваемая информация под одну из перечисленных категорий, то должен будет в течение суток направить ее в Роскомнадзор и заблокировать временно. Роскомнадзор, в свою очередь, в течение суток должен будет направить ее в уполномоченные органы для принятия решения о необходимости постоянной блокировки.
Соцсеть обязана будет уведомлять пользователя о факте и основаниях блокировки его контента. Пользователь сможет направить администрации жалобу на блокировку, которая будет подлежать рассмотрению в течение трех дней. Если он не будет согласен с ответом, то сможет обратиться с заявлением в Роскомнадзор. Подобное заявление можно будет подать и сразу, минуя администрацию соцсети. Роскомнадзор же сможет потребовать от владельца соцсети отменить решение о блокировке контента.
Отметим, что закон использует уже существующие в российском законодательстве основания внесудебных блокировок. Однако, с нашей точки зрения, эта область законодательства обладает системными недостатками, и использование норм о внесудебных блокировках на практике нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова. На несоответствие этих норм требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ.