30 декабря 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон, который вносит в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) нормы об ответственности за неисполнение владельцами сайтов и хостинг-провайдерами обязательств по удалению либо блокировке незаконного контента.
Соответствующий законопроект был внесен в Думу в июле 2020 года, в октябре – принят в первом чтении, 22 декабря – во втором, а 23 декабря – в третьем. 25 декабря закон был одобрен Советом Федерации.
Авторы закона предложили внести в КоАП новую статью 13.41 в связи с тем, что ранее не была установлена ответственность за неисполнение владельцами сайта обязанности по удалению контента и за уклонение хостинг-провайдеров от блокировки сайтов. По ч. 1 новой нормы будут наказывать провайдеров хостинга и иных лиц, обеспечивающих размещение информации в интернете, за непринятие мер по ограничению доступа к сайтам, если законодательство обязывает их принимать такие меры. По ч. 2 ст. 13.41 наказанию подлежат владельцы сайтов, не удалившие контент, подлежащий удалению. В обоих случаях в качестве наказания граждан будут штрафовать на суммы от 50 до 100 тысяч рублей, должностных лиц – от 200 до 400 тысяч, юридических лиц – от 800 тысяч до 4 миллионов рублей.
По ч. 5 новой нормы за повторное совершение такого правонарушения на граждан будет налагаться штраф в размере от 100 до 200 тысяч рублей, на должностных лиц – от 500 до 800 тысяч. Для юридических лиц штраф будет составлять от 1/20 до 1/10 "совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг)" за прошлый календарный год либо часть текущего календарного года, предшествующую дате выявления правонарушения, но не менее 4 миллионов рублей.
Чч. 3 и 4 статьи 13.41 КоАП касаются уклонения хостеров и владельцев сайтов от блокировки и удаления запрещенного контента с призывами к осуществлению экстремистской деятельности, детской порнографией и информацией о наркотиках. В этих случаях граждан должны штрафовать на суммы от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц – от 400 до 800 тысяч, юрлиц – от 3 до 8 миллионов.
За повторное совершение подобных правонарушений по ч. 6 ст. 13.41 КоАП предусмотрены штрафы для граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей, для должностных лиц – от 800 до 1 миллиона рублей, для юрлиц – на сумму от 1/10 до 1/5 выручки, но не менее чем на 8 миллионов рублей.
Новая ст. 13.41 КоАП также будет снабжена примечанием о том, что ее действие не распространяется на случаи блокировки сетевых ресурсов за нарушения авторских прав. Таким образом, штрафы будут касаться владельцев сайтов, не удаливших противоправный контент, и хостинг-провайдеров, своевременно не заблокировавших страницы с ним, если речь идет о:
- страницах, включенных в Единый реестр запрещенных сайтов (по ст. 15.1 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации") – причем подлежащих блокировке и по судебному решению о признании информации запрещенной, и по решению уполномоченного органа (МВД, Роспотребнадзор, ФНС, Роскомнадзор, Росалкогольрегулирование, Росмолодежь), и по постановлению судебного пристава по делам о защите чести и достоинства;
- материалах, подлежащих блокировке во внесудебном порядке по требованию Генпрокуратуры за "оскорбление власти" по ст. 15.1-1 закона;
- материалах, подлежащих блокировке во внесудебном порядке по требованию Генпрокуратуры по ст. 15.3 закона. При этом если за нарушение порядка осуществления блокировок за призывы к экстремистской деятельности предлагается ввести повышенные штрафы (по чч. 3, 4, 6 ст. 13.41 КоАП), то по остальным перечисленным в ст. 15.3 основаниям (распространение информации с призывами к массовым беспорядкам, фейков, материалов нежелательных организаций и ссылок на них) – обычные (по чч. 1, 2, 5 ст. 13.41). Отметим также, что на рассмотрении в Думе находится законопроект, дополняющий перечень подлежащего блокировке контента информацией "обоснованием и (или) оправданием" экстремистской деятельности.
Кроме того, ч. 3 ст. 20.2 (нарушение порядка его организации публичного мероприятия, повлекшее помехи функционированию инфраструктуры) и ч. 3 ст. 20.2.2 КоАП (организация массового одновременного пребывания граждан на территориях, прилегающих опасным объектам, резиденциям президента, судам, колониям) будут дополнены указанием на то, что они распространяются только на случаи, не содержащие уголовно наказуемого деяния.
С нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, и его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, в особенности это касается внесудебных блокировок, в том числе по ст. 15.3 ФЗ "Об информации". На несоответствие этих норм требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Крупные штрафы не только для провайдеров, уклоняющихся от блокировок, но и для хостеров и владельцев сайтов в таких условиях способны стать новыми инструментами произвольного ограничения свободы слова и подавления критики деятельности властей.