Новости по теме

Профильный комитет поддержал законопроект о блокировке контента с "обоснованием" экстремистской деятельности

Первое чтение законопроекта, распространяющего внесудебные блокировки на материалы с "обоснованием" или "оправданием" экстремистской и террористической деятельности, запланировано на февраль.


26 января 2021 года комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал принять в первом чтении законопроект о расширении оснований внесудебных блокировок. Он был внесен в нижнюю палату парламента в июле 2020 года. Первое чтение намечено на 16 февраля.

Согласно законопроекту, изменениям должна подвергнуться ч. 1 ст. 15.3 ФЗ. В случае его принятия, внесудебной блокировке по требованиям Генпрокуратуры будет подлежать информация, содержащая не только "призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности" (текущая редакция), но и "содержащая обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность". Все остальные основания для блокировки остаются неизменными.

Законопроект был разработан комиссией Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Авторы пояснительной записки отметили, что, в отличие от действующей версии статьи, в которой упоминаются только непосредственные призывы к экстремистской и террористической деятельности, новая формулировка позволит во внесудебном порядке блокировать "информацию экстремистского и террористического толка".

Правительство России в декабре 2020 года поддержало законопроект, предложив распространить механизм внесудебных блокировок по требованиям Генпрокуратуры также и на ложные сообщения об актах терроризма.

Мы выступаем против самого механизма внесудебной блокировки материалов в сети, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Подобное же расширение и без того неопределенного перечня критериев, согласно которым принимается решение о блокировке, лишь усугубит ситуацию. Так, например, "обоснованием" экстремистской или террористической деятельности можно будет счесть любые академические исследования, посвященные политическому радикализму, а также любую публичную дискуссию, проблематизирующую это явление.

Добавим, что на несоответствие российского законодательства об интернет-блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и его произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Ссылки на данную статью [5]