Депутаты предлагают по заявлениям граждан блокировать недостоверные обвинения в совершении преступлений.
16 февраля 2021 года депутаты Госдумы Сергей Боярский, Андрей Альшевских, Валерий Газзаев и Игорь Станкевич внесли на рассмотрение нижней палаты парламента новый законопроект о внесудебной информации в интернете.
Законопроект предусматривает дополнение федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьей 15.1-2, которая должна регулировать порядок ограничения доступа к "недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство лица или подрывает его репутацию и связана с обвинением лица в совершении преступления".
Предполагается, что гражданин, который обнаружил такую информацию в сети, может направить прокурору субъекта федерации заявление о принятии мер по ее удалению или блокировке, содержащее паспортные данные и контактную информацию, адрес страницы в интернете и "мотивированное обоснование недостоверности" этой информации. К заявлению нужно будет приложить нотариально заверенную копию страницы в интернете, а также, по желанию, подтверждения недостоверности информации. Прокурор или его заместители могут в течение трех дней попросить заявителя уточнить предоставленные сведения, после чего в течение 10 рабочих дней должны провести проверку и составить заключение о наличии оснований для реагирования либо уведомить заявителя об отсутствии таковых. Заключение, если оно составлено, должно быть направлено генпрокурору. В течение пяти рабочих дней с момента получения документов генпрокурор или его заместитель должен проверить обоснованность заключения и обратиться в Роскомнадзор, предусматривает законопроект.
Далее процедура напоминает уже существующие в России механизмы блокировок. Роскомнадзор, получив решение из Генпрокуратуры, должен направить хостинг-провайдеру уведомление с требованием принять меры по удалению информации, а тот должен незамедлительно уведомить об этом владельца сайта. Он должен будет удалить информацию в течение суток, в противном случае хостер будет обязан заблокировать сайт. Если же он не сделает этого, то заблокировать доступ к сайту должны будут операторы связи (интернет-провайдеры). В случае удаления информации владелец сайта сможет уведомить об этом Роскомнадзор, после чего тот обеспечит снятие блокировки провайдерами. При этом законопроект не исключает и возможности блокировки (и разблокировки) сайта по п. 5.1 ст. 46 закона "О связи", то есть при помощи механизмов "суверенного интернета".
Отметим, что, с нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, и в особенности это касается норм о внесудебных блокировках. На их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Механизм, предлагаемый в новом законопроекте, обладает схожими недостатками.
Напомним также, что еще в 2017 году Боярский и Альшевских предлагали блокировать "порочащую" информацию в соцсетях, однако в финальную версию закона о соцсетях соответствующая формулировка не вошла.