Принят закон, который вносит в избирательное законодательство понятия "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом," и "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".
Госдума 6 апреля года во втором чтении, а 7 апреля – в третьем приняла закон о кандидатах-"иностранных агентах". Он был внесен в нижнюю палату парламента в ноябре 2020 года и принят в первом чтении в декабре.
Принятые поправки предусматривают внесение в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" двух новых понятий: "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом" и "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента". Под первым подразумевается любой кандидат, который в течение двух лет до назначения выборов работал в НКО-"иноагенте", был руководителем или членом незарегистрированного общественного объединения-"иноагента", сотрудником СМИ-"иноагента" либо получал от них денежные средства или имущественную помощь и при этом осуществлял политическую деятельность. Ко второй категории будут относиться физлица-"иноагенты" и физлица-СМИ-"иноагенты". Сведения о наличии у кандидата подобного статуса должны доводиться до избирателей как избирательной комиссией, так и самим кандидатом в подписных листах и во всех видах информирования, включая дебаты.
Агитационные материалы, согласно закону, должны содержать указание на соответствующий статус кандидата, которое должно занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
Кроме того, закон распространяет на незарегистрированные общественные объединения-"иноагенты" и СМИ-"иноагенты" действующий для НКО-"иноагентов" запрет на участие в избирательных кампаниях. Физлица-"иноагенты" и физлица-СМИ-"иноагенты" должны будут указывать свой статус при внесении пожертвований в избирательные фонды.
Аналогичные поправки внесены в закон "О выборах депутатов Государственной Думы".
Мы полагаем, что ужесточение законодательства об "иностранных агентах" свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу слова и свободу ассоциаций в России.