Дума приняла в первом чтении поправки о запрете избираться причастным к деятельности экстремистских организаций.
18 мая 2021 года Госдума приняла в первом чтении проект поправок к ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Законопроект был внесен в Думу 4 мая, авторами инициативы стали депутаты Василий Пискарев, Андрей Альшевских, Николай Рыжак, Андрей Исаев, Ризван Курбанов, Дмитрий Савельев, Алексей Чепа и Адальби Шхагошев. Они предложили дополнить ст. 4 федерального закона частью 8.1, согласно которой граждане, "причастные к деятельности" экстремистской или террористической организации, будут лишены права избираться в Госдуму.
В случае принятия законопроекта, это ограничение будет распространяться на всех, кто в период, начинающийся за три года до вступления в силу решения о запрете соответствующей организации, занимал пост ее учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения или его заместителя; либо в течение года до запрета являлся участником, членом, работником или "иным лицом, причастным к деятельности" организации (например, предоставлял финансовую, имущественную, организационно-методическую, консультативную и другую помощь).
В первом случае – для учредителей и т.д. – ограничение пассивного избирательного права будет сохраняться в течение пяти лет со дня вступления в силу судебного решения о запрете или ликвидации экстремистской или террористической организации. Во втором – для участников и т.д. – ограничение будет актуально в течение трех лет после запрета.
14 мая глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас заявил, что инициатива требует существенной доработки. По его словам, подобные предложения требуют "четкой законодательной основы и соблюдения принципа правовой определенности". Зампред думского комитета по безопасности Анатолий Выборный ответил на это, что не исключает создания согласительной комиссии.
Мы полагаем, что предложенные изменения свидетельствует о прогрессирующем наступлении на свободу ассоциаций в России. Определение понятия "иное лицо, причастное к деятельности экстремистской организации" сформулировано в законопроекте крайне широко, что, как мы полагаем, может приводить к злоупотреблениям в правоприменении. Конституционность введения столь широких ограничений пассивного избирательного права, тем более распространяющихся на период, предшествующий вступлению закона в силу, вызывает у правоведов сомнения.