23 июня 2021 года Совет Федерации одобрил закон, предполагающий внесение изменений в федеральные законы "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов" и "О противодействии экстремистской деятельности". Он был внесен в Думу в ноябре 2020 года группой депутатов Госдумы во главе с Еленой Ямпольской, а 17 февраля 2021 года – принят в первом чтении. 9 июня 2021 года к законопроекту были внесены поправки, 15 июня он был принят во втором чтении, а 16 июня – в третьем.
Согласно тексту закона, в определение экстремистских материалов (п. 3 ч. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности") включаются "выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором <...> Нюрнбергского трибунала)", а также "выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями".
Соответственно, в ч. 2 ст. 6 (борьба с проявлениями фашизма) ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" вводится запрет на демонстрацию признанных экстремистскими материалами изображений видных нацистов, а также портретов руководителей коллаборационистских структур, которые определены в порядке, установленном правительством. При этом из-под действия этого запрета выведены, по аналогии с запретом на использование нацистской символики, те случаи, когда формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацизма.
Мы полагаем, что задача правового противодействия распространению нацистской идеологии в принципе может предполагать пресечение использования портретов нацистских лидеров и коллаборационистов в пропагандистском контексте. Поправки в закон "Об увековечении Победы" также призваны учитывать контекст демонстрирования портретов нацистов – с помощью примечания, уже действующего в отношении нацистской символики и выводящего из-под запрета случаи демонстрирования изображений, при которых "формируется негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской идеологии". Однако такая формулировка охватывает не все возможные пути использования этих портретов вне пропагандистского контекста. В частности, под нее не подпадают случаи использования таких портретов в качестве средства критики современных политиков, а также в юмористических произведениях, в которых невозможно усмотреть ни положительного, ни отрицательного отношения к нацизму.
Следует также учитывать, что примечание, ограничивающее случаи запрета на демонстрирование изображений, включенное в закон "Об увековечении Победы" и ст. 20.3 КоАП (пропаганда или публичное демонстрирование запрещенной символики), отсутствует в законе "О противодействии экстремистской деятельности" и ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов). Последняя в текущей редакции предусматривает административную ответственность только за распространение экстремистских материалов, внесенных в федеральный список, при этом цель распространения не учитывается.
На наш взгляд, принятые нововведения создают ситуацию правовой неопределенности. Закон "О противодействии экстремистской деятельности", который будет определять портреты видных нацистов и коллаборационистов как экстремистские материалы, позволит прокурорам обращаться в суды с исками о запрете таких портретов на том единственном основании, что на них изображены соответствующие исторические личности. Сам статус экстремистского материала присваивается материалу как таковому, независимо от контекста его распространения. Тогда возникает вопрос, какие именно портреты следует запрещать. Парадные? Непарадные? А портреты, на которых нацисты запечатлены в детском возрасте? Фотографии? Графику? Живопись? В каком стиле? Следует ли запрещать портрет Гитлера, выполненный в стиле кубизма? А портрет, нарисованный ребенком? Какими же соображениями должны руководствоваться прокуратуры и суды? В определении экстремистских материалов в законе говорится, что это материалы "призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности". Но как портрет сам по себе может призывать или обосновывать? Далее, после запрета портрет должен быть внесен в Федеральный список экстремистских материалов. Каким образом он должен быть там описан, чтобы граждане точно поняли, какой именно портрет запрещен, и не публиковали именно его? Очевидно, портрет – совсем не тот тип объекта, который следует признавать экстремистским материалом, а прописать запрет портретов в законе корректно попросту невозможно.