Вводится механизм ограничения доступа к "недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство" гражданина или "подрывает его репутацию и связана с обвинением ... в совершении преступления".
23 июня 2021 года Совет Федерации одобрил новый закон о внесудебной блокировке информации в интернете.
На рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект внесли в феврале 2021 года депутаты Сергей Боярский, Андрей Альшевских, Валерий Газзаев и Игорь Станкевич. 24 марта Дума приняла его в первом чтении, а 8-9 июня – во втором и третьем.
Закон предусматривает дополнение федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" статьей 15.1-2, которая должна регулировать порядок ограничения доступа к "недостоверной информации, которая порочит честь и достоинство" гражданина или "подрывает его репутацию и связана с обвинением ... в совершении преступления".
Предполагается, что гражданин, который обнаружил такую информацию в сети, может направить прокурору субъекта федерации заявление о принятии мер по ее удалению или блокировке, содержащее паспортные данные и контактную информацию, адрес страницы в интернете и "мотивированное обоснование недостоверности" этой информации. Прокурор или его заместители могут в течение трех дней попросить заявителя уточнить предоставленные сведения, после чего в течение 10 рабочих дней должны провести проверку и составить заключение о наличии оснований для реагирования либо уведомить заявителя об отсутствии таковых. Заключение, если оно составлено, должно быть направлено генпрокурору. В течение пяти рабочих дней с момента получения документов генпрокурор или его заместитель должен проверить обоснованность заключения и обратиться в Роскомнадзор, предусматривает закон.
Далее процедура напоминает уже существующие в России механизмы блокировок. Роскомнадзор, получив решение из Генпрокуратуры, должен будет сообщить о нем МВД и направить хостинг-провайдеру уведомление с требованием принять меры по удалению информации, а тот должен незамедлительно уведомить об этом владельца сайта. Он должен будет удалить информацию в течение суток, в противном случае хостер будет обязан заблокировать сайт. Если же он не сделает этого, то заблокировать доступ к сайту должны будут операторы связи (интернет-провайдеры). В случае удаления информации владелец сайта сможет уведомить об этом Роскомнадзор, после чего тот обеспечит снятие блокировки провайдерами. При этом закон не исключает и возможности блокировки (и разблокировки) сайта по п. 5.1 ст. 46 закона "О связи", то есть при помощи механизмов "суверенного интернета".
Согласно поправкам, принятым во втором чтении, владелец сайта может обжаловать решение прокуратуры о блокировке через суд.
Отметим, что, с нашей точки зрения, действующее в России законодательство в области ограничения распространения информации в интернете обладает системными недостатками, его применение нередко необоснованно и непропорционально ограничивает свободу слова, и в особенности это касается норм о внесудебных блокировках. На их несоответствие требованиям Европейской конвенции о правах человека и их произвольное применение уже неоднократно обращал внимание ЕСПЧ. Механизм, предлагаемый в новом законопроекте, обладает схожими недостатками.
Напомним также, что еще в 2017 году Боярский и Альшевских предлагали блокировать "порочащую" информацию в соцсетях, однако в финальную версию закона о соцсетях соответствующая формулировка не вошла.