"> "> Утвержден перечень сведений, за сбор которых... / COBA
Новости по теме

Утвержден перечень сведений, за сбор которых физическое лицо может быть признано "иностранным агентом"

Директор ФСБ утвердил приказ, в котором определены сведения, не содержащие гостайну, за сбор которых физическое лицо может быть признано "иностранным агентом".


30 сентября 2021 года был опубликован подписанный директором ФСБ России Александром Бортниковым приказ от 28 сентября "Об утверждении Перечня сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным государством, его государственными органами, международной или иностранной организацией, иностранными гражданами или лицами без гражданства могут быть использованы против безопасности Российской Федерации".

Документ был разработан в связи с приятием закона, согласно которому одним из оснований для признания физического лица "иностранным агентом" является сбор в интересах иностранных государств, иностранных граждан, иностранных и международных структур сведений в области военной и военно-технической деятельности РФ, которые иностранный источник при их получении может использовать "против безопасности Российской Федерации", при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 УК (госизмена) и ст. 276 УК (шпионаж).

Утвержденный перечень состоит из 60 пунктов и несколько отличается от представленного в июле проекта. В частности, в описание большинства пунктов о деятельности Роскосмоса добавлены уточнения, сформулированные следующим образом: "за исключением сведений, относящихся к продукции научного и социально-экономического назначения" и "за исключением случаев, предусмотренных обязательствами Российской Федерации в связи с участием в международных договорах и соглашениях". Последняя формулировка добавлена также в пункт о сведениях "о подготовке, заключении, содержании, выполнении, прекращении или приостановлении действия международных договоров и соглашений". Пункт о персональных данных военных, используемом ими транспорте, средствах связи и их переговорах дополнен уточнением "за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе". Исключены пункты о сырье и финансовых расчетах в гособоронзаказе, а также о результатах иностранных достижений в космической области; добавлен пункт о криптографической защите, квантовых технологиях и искусственном интеллекте в перспективных образцах военной техники.

Без изменений оставлен пункт о сборе "сведений о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, за исключением сведений, преданных гласности в соответствии с законодательством Российской Федерации с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета Российской Федерации".

Мы считаем, что информация о выполнении Россией ратифицированных ей международных договоров, в том числе в сфере прав человека, и сведения о предварительном расследовании дел, подведомственных ФСБ, представляют общественный интерес – в частности, и при обсуждении антиэкстремистского законодательства и правоприменения. Ряд других пунктов приказа также открывает большой простор для чрезмерных ограничений доступа к информации и свободы слова. Само по себе наделение физического лица, собирающего такие данные, статусом иностранного агента уже является чрезмерным ограничением этих свобод. Однако в действительности речь идет о непосредственной угрозе уголовного преследования: если человек становится "иностранным агентом" именно в связи со сбором таких сведений, любое совершенное им нарушение законодательства о деятельности иноагентов будет караться сразу в уголовном, а не в административном порядке; например, если он сам не заявил о себе как об иностранном агенте и не попросил внести себя в соответствующий реестр, он может получить пять лет лишения свободы уже за одно это.

Ссылки на данную статью [9]