17 ноября 2021 года группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым ("Справедливая Россия") и сенатором Ольгой Епифановой внесла в Государственную Думу РФ законопроект № 19728-8 "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»". Авторы законопроекта предлагают внести поправки в положения закона, касающиеся присвоения физическим лицам и российским юридическим лицам статуса СМИ-"иностранного агента".
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующая формулировка ч. 7 ст. 6 закона о СМИ не соответствует принципу правовой определенности. Речь идет о положении, согласно которому физлица и российские юрлица, распространяющие в России материалы СМИ-"иностранных агентов" или участвующие в их создании и одновременно получающие финансирование из-за рубежа либо от самих СМИ-"иностранных агентов", могут быть включены в реестр СМИ-"иностранных агентов", и к ним могут применяться положения закона "О некоммерческих организациях", распространяющиеся на "иностранных агентов". Неудачная формулировка ч. 7 ст. 6 приводит, по мнению авторов законопроекта, к неоднозначным решениям, в частности, к тому, что получение иностранных денежных средств "в любом размере и однократно может быть основанием для признания таких лиц выполняющими функции иностранного агента". Таким образом, указано в документе, "могут пострадать честные журналисты и средства массовой информации, которые уделяют много внимания острым социальным темам, проблемам здравоохранения, защиты людей с инвалидностью, освещению региональных новостей, и иным важнейшим вопросам", а потому "законодательное регулирование признания средства массовой информации иностранным агентом нуждается в неотложной корректировке".
Авторы законопроекта предлагают ввести судебный порядок присвоения статуса СМИ-"иноагента". По их замыслу, если организация или физическое лицо неоднократно распространяли материалы иностранных или российских СМИ-"иноагентов" или участвовали в создании таких материалов и однократно получили значительные иностранные денежные средства, Минюст выносит им письменное предупреждение. В случае неоднократного получения таким физическим или юридическим лицом значительных денежных средств после вынесения письменного предупреждения Минюст может обратиться в суд с иском о признании этого лица СМИ-"иноагентом". При этом суд оценивает значительность полученных лицом иностранных денежных средств и на этом основании выносит решение о признании или непризнании лица СМИ-"иноагентом".
Мы полагаем, что предложенные поправки могут снизить темпы пополнения реестров СМИ-"иноагентов". Однако, на наш взгляд, ситуация в целом может быть исправлена лишь посредством возврата к редакции ст. 6 закона о СМИ, действовавшей до 2017 года. Многочисленные обязанности, которые налагаются на СМИ-"иноагентов", заставляют людей и организации во избежание получения соответствующего статуса либо отказываться от иностранного финансирования, либо ограничивать себя в публичных высказываниях и распространении информации. Между тем, получение иностранного финансирования само по себе не должно влечь за собой никаких ограничений в правах, в том числе в праве на выражение мнения.