"> "> Партия "Новые люди" внесла в Госдуму... / COBA
Новости по теме

Партия "Новые люди" внесла в Госдуму поправки к законодательству об "иностранных агентах"

"Новые люди" предлагают уточнить законодательство об "иностранных агентах".


9 декабря 2021 года депутаты фракции "Новые люди" Алексей Нечаев, Владислав Даванков, Сардана Авксентьева, Ксения Горячева и Антон Ткачев внесли в Госдуму законопроект об изменении законодательства об "иностранных агентов".

Депутаты предлагают существенным образом изменить закон "О СМИ". В него предлагается добавить понятие "иностранный принципал". Под ним, по мысли авторов законопроекта, будут пониматься "любые иностранное правительство, иностранная политическая партия, иностранное юридическое лицо, корпорация, организация или «объединение лиц», которые созданы в соответствии с законами иностранного государства или международного права и любое иностранное физическое лицо".

Признавать СМИ-"иноагентами" иностранные юрлица и физлиц, распространяющих сообщения СМИ, предлагается только в тех случаях, если они "действуют по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю «иностранного принципала» или лица, любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или частично «иностранным принципалом»." Факт такой деятельности или финансирования (в размере не менее 30 % от оборотных активов) должен устанавливаться судом.

При этом если физлицо или российское юрлицо будут участвовать в политической деятельности или в целенаправленном сборе сведений "в области военной, военно-технической деятельности" по указаниям "иностранного принципала" или финансируемого им лица, то это должно быть основанием для вынесения Минюстом письменного предупреждения. Российское юрлицо должно устранить нарушения в течение трех месяцев с этого момента. Если такая деятельность продолжится после вынесения предупреждения, это будет основанием для обращения Минюста в суд для признания его "иноагентом" (но, как следует из законопроекта, не СМИ-"иноагентом"; возможно, это технико-юридическая ошибка).

Решение о включении СМИ-"иноагентов" в соответствующий реестр также должен принимать суд, считают авторы законопроекта. При этом законопроект содержит противоречивые предложения относительно порядка исключения из реестра: в одном месте говорится, что это также дело суда, а в другом – что эти займется Минюст по согласованию с МИДом.

Законопроектом предусмотрено, что норма об учреждении российского юридического лица остается в силе как для иностранных юрлиц-СМИ-"иноагентов", так и тех, кто стал СМИ-"иноагентом" в связи с участием в политической деятельности или за сбор военно-технической информации. Однако предлагается разрешить им осуществлять деятельность по распространению сообщений без создания такого российского юрлица.

В закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" предлагается внести поправку, по которой признание физлиц "иностранными агентами" за осуществление политической деятельности или сбор военно-технической информации также будет происходить только по решению суда и только в случае, если их деятельность направляется "иностранным принципалом" или финансируемым им лицом. При этом сначала Минюст должен будет направить физлицу представление, и только если нарушения не будут устранены в трехмесячный срок, сможет обращаться в суд.

При этом предлагается уточнить перечень действий, на которые распространяется понятие "политическая деятельность". Пункт об деятельности в избирательный период предлагается уточнить словами предлагается дополнить словами "агитация за или против кандидатов, списков кандидатов, агитация по вопросам референдума". Пункт о "формировании общественно-политических взглядов и убеждений" предлагается разъяснить словами "путем их пропаганды, с использованием средств массовой информации <...>, посредством изготовления и распространения пропагандистских или агитационных материалов <...>".

В то же время депутаты предлагают записать в законе, что не относится к политической деятельности "информирование граждан о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, кандидатов, списков кандидатов, агитации по вопросам референдума", а также "добровольческая деятельность".

Отчетность физлиц-"иноагентов" о расходовании денежных средств предлагается распространить только на траты свыше 100 тысяч рублей. Из правила об обязательном указании статуса физлица-"иноагента" при распространении им различных материалов предлагается сделать исключение и не распространять его на материалы, "относящиеся к частной жизни данного физического лица либо носящие личный характер".

В закон "О некоммерческих организациях" предлагается внести пояснение, что к иностранному финансированию, которое получают НКО-"иноагенты", не относятся денежные части "международных премий и призов, установленных за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, благотворительности и защиты прав человека, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, утвержденные Постановлением Постановление Правительства РФ, закрепляющее положение о премиях победителям и призерам национальных и международных чемпионатов по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс", а также их тренерам (экспертам)".

Кроме того, по мысли авторов законопроекта, если Минюст выявит НКО, подлежащее наделению статусом "иноагента", то сначала должен направить такой организации представление "о наличии оснований для внесения в реестр". В течение трех месяцев НКО должна предоставить министерству ответ и "предпринять действия в целях исключения указанных оснований". По истечении этого срока НКО может быть внесена в реестр "иноагентов".

Предложенные поправки, с нашей точки зрения, недостаточно проработанны и противоречивы. По-видимому, их авторы запутались в нескольких "иноагентских" правовых механизмах, параллельно существующих в российском законодательстве. Так, они не смогли четко разграничить статусы физлица-СМИ-"иноагента" и физлица-иноагента, не обратили внимание на критерии "политической деятельности" в законе "Об НКО", полностью забыли о незарегистрированных общественных организациях-"иноагентах". В целом, идеи введения трехмесячного срока на устранение нарушений, судебного контроля при наделении организаций и граждан статусами "иноагентов", уточнение критериев политической деятельности, порядка распространения сообщений физлицами и т. д. заслуживают внимания. Однако, с нашей точки зрения, даже в таком уточненном виде это законодательство будет непропорционально ограничивать свободу слова и ассоциаций.

Ранее свои поправки к закону о СМИ-"иноагентах" внесла "Справедливая Россия".