Новости по теме

Профильный комитет подготовил ко второму чтению поправки о блокировке контента с "обоснованием" экстремистской деятельности

Комитет по информационной политике рассмотрел поправки, поступившие ко второму чтению законопроекта о расширении оснований внесудебных блокировок.


16 декабря 2021 года прошло заседание комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Комитет рассмотрел поправки к законопроекту о внесудебной блокировке информации, "обосновывающей" или "оправдывающей" экстремизм и терроризм.

Этот законопроект был разработан думской Комиссией по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и внесен в Госдуму 9 июля 2020 года группой депутатов от четырех фракций, в т.ч. Василием Пискаревым, Андреем Исаевым, Натальей Поклонской, Андреем Альшевских и др. В марте 2021 года он был принят в первом чтении.

Авторы законопроекта предложили внести поправки в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Изменениям должна подвергнуться ч. 1 ст. 15.3 ФЗ. По задумке авторов, внесудебной блокировке будет подлежать информация, содержащая не только "призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности" (текущая редакция), но и "обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность". В пояснительной записке подчеркнуто, что в текущей версии статьи говорится только о непосредственных призывах к экстремистской и террористической деятельности, а новая формулировка позволит во внесудебном порядке блокировать "информацию экстремистского и террористического толка".

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, в соответствии с которыми блокировке будут также подлежать информационные материалы организаций, запрещенных по закону "О противодействии экстремистской деятельности" или "О противодействии терроризму", а также "сведения, позволяющие получить доступ" к этим материалам.

Кроме того, внесудебной блокировке будут подлежать также ложные сообщения об актах терроризма и объявления о продаже поддельных документов. Помимо этого, в законопроект были включены поправки, касающиеся единой биометрической системы.

Мы выступаем против самого механизма внесудебной блокировки материалов в сети, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Подобное же расширение и без того неопределенного перечня критериев, согласно которым принимается решение о блокировке, лишь усугубит ситуацию. Так, например, "обоснованием" экстремистской или террористической деятельности можно будет счесть любые академические исследования, посвященные политическому радикализму, а также любую публичную дискуссию, проблематизирующую это явление. Добавим, что на несоответствие российского законодательства об интернет-блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и его произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Ссылки на данную статью [3]