Согласно закону, Генпрокуратура сможет без суда блокировать информацию с
"обоснованием" экстремистской деятельности, материалы экстремистских
и террористических организаций, а также ссылки на них.
24 декабря 2021 года Совет Федерации одобрил закон, вносящий изменения в ст. 15.3 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" о внесудебных блокировках материалов в интернете по требованиям Генпрокуратуры.
Соответствующий законопроект был разработан думской Комиссией по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года и внесен в Госдуму 9 июля 2020 года. В марте 2021 года он был принят в первом чтении, 21 декабря – во втором, а 22 декабря – в третьем.
Внесудебной блокировке по требованиям Генпрокуратуры, согласно принятому закону, будет подлежать информация, содержащая не только "призывы к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности" (текущая редакция), но и "обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность". Кроме того, блокировать будут информационные материалы организаций, запрещенных по закону "О противодействии экстремистской деятельности" или "О противодействии терроризму", и "сведения, позволяющие получить доступ" к этим материалам.
Кроме того, внесудебной блокировке будут подлежать также ложные сообщения об актах терроризма и объявления о продаже поддельных документов. Помимо этого, в закон были включены некоторые поправки, касающиеся единой биометрической системы.
Мы выступаем против самого механизма внесудебной блокировки материалов в сети, поскольку она приводит к произволу и злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов. Расширение и без того неопределенного перечня критериев, согласно которым принимается решение о блокировке, лишь усугубит ситуацию. Так, например, "обоснованием" экстремистской или террористической деятельности можно будет счесть любые академические исследования, посвященные политическому радикализму, а также любую публичную дискуссию, проблематизирующую это явление. Добавим, что на несоответствие российского законодательства об интернет-блокировках требованиям Европейской конвенции о правах человека и его произвольное применение уже неоднократно обращал внимание Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).