14 марта 2022 года президент подписал закон о дистанционном электронном голосовании (Федеральный закон от 14.03.2022 № 60-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 16 декабря 2021 года и принят в первом чтении 26 января 2022 года. 10 марта законопроект с существенными поправками был принят во втором чтении, 11 марта – в третьем и тогда же одобрен Советом Федерации.
Среди прочего, закон лишил пассивного избирательного права всех осужденных за преступления экстремистской направленности на пятилетний период со дня снятия или погашения судимости (в то время как в действующей пока редакции закона "Об основных гарантиях избирательных прав" такое ограничение распространяется только на имеющих неснятую или непогашенную судимость за экстремистские преступления). Кроме того, как это ограничение, так и пятилетнее после снятия (погашения) судимости ограничение пассивного избирательного права для приговоренных к лишению свободы по ряду статей Уголовного кодекса (в том числе некоторых антиэкстремистских) было распространено и на выборы президента. На президентские выборы также распространилась норма о лишении пассивного избирательного права причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций на срок в три или пять лет после запрета организации в зависимости от их статуса в организации.
На выборы президента было распространено и действие принятых в апреле 2021 года норм о кандидатах-"иноагентах". Согласно этим правилам, информация о наличии у кандидата статуса "аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом" или "являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента" должно доводиться до сведения избирателей как избирательной комиссией, так и самим кандидатом в подписных листах и во всех видах информирования, включая дебаты. Агитационные материалы таких кандидатов должны содержать указание на соответствующий статус кандидата, которое должно занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала. Физлица-"иноагенты" и физлица-СМИ-"иноагенты" должны указывать свой статус при внесении пожертвований в избирательные фонды.
Кроме того, согласно закону, на всех видах выборов в агитационной продукции высказывания физлица-"иноагента" или физлица-СМИ-"иноагента" также должны предваряться соответствующим уведомлением, занимающим не менее 15 процентов от площади материала.
Помимо этого, согласно изменениям, которые вносятся в закон "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", должен быть создан единый реестр сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Вести его будет Минюст на основании сведений, переданных ему из других ведомств.
Включению в единый реестр подлежат сведения о физическом лице:
1) включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
2) включенном в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
3) входящем (входившем) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) являющимся (являвшемся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
4) входящем (входившем) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) являющимся (являвшемся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
5) входящем (входившем) в состав органов управления и (или) являющимся (являвшемся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
6) осуществляющим (осуществлявшем) политическую деятельность и получающим (получавшем) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.