Новости по теме

В Думу внесены поправки в УК о наемничестве, сотрудничестве с иностранцами и призывах к деятельности, "направленной против безопасности государства"

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Депутаты готовят новое ужесточение уголовного законодательства.


25 мая 2022 года депутаты Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Андрей Картаполов, Андрей Красов и Анатолий Выборный внесли в Госдуму новый законопроект об изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Он предусматривает изменение законодательства в сфере государственной безопасности.

Депутаты предложили внести в УК следующие изменения:

  • ст. 208 УК (организация незаконного вооруженного формирования) дополнить ч. 3, по которой наказывать граждан и проживающих в России апатридов за участие в любых вооруженных конфликтах за рубежом, "противоречащих интересам Российской Федерации". Предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере от 500 тысяч рублей или дохода за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет;
  • действие ст. 275 УК (госизмена) распространить на переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действии с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация;
  • дополнить УК новой статьей ст. 275.1 УК, которая будет карать за осуществление гражданином РФ "конфиденциального сотрудничества со специальной службой иностранного государства, международной или иностранной организацией либо с их представителями". Под таким сотрудничеством предлагается понимать "тайное установление и поддержание контакта" в целях оказания "содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации". К международным или иностранным организациям, с которыми запрещено сотрудничать, будут относиться организации, действующие "в интересах" зарубежной спецслужбы, а также ЧВК. В качестве наказания предлагается установить лишение свободы на срок от двух до восьми лет со штрафом в размере до миллиона рублей или дохода за период до трех лет либо без такового, а также с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Тех, кто "добровольно и своевременно" сообщил о сотрудничестве и не совершил никаких "действий по исполнению" полученного задания, предлагается освобождать от ответственности;
  • действие ст. 276 УК (шпионаж) распространить на "передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации";
  • дополнить УК новой статьей ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства).
    • По ч. 1 этой статьи за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ предлагается наказывать либо штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
    • По ч. 2 за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации и интернета предлагаются наказания в виде штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей либо дохода за период от трех до пяти лет, либо в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового;
    • По ч. 3 предусмотренные первыми двумя частями деяния, совершенные организованной группой либо с угрозой применения насилия предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере от 500 тысяч до 2,5 миллионов рублей или в размере дохода за период от трех до пяти лет, с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового;
  • действие ст. 284.1 УК распространить на участие в деятельности "нежелательных организаций", их финансирование и организацию деятельности не только на территории России, но и на любых других территориях;
  • ужесточить ответственность по ст. 359 УК (наемничество):
    • по ч. 1 (вербовка и обучение наемника) – до сроков от 12 до 18 лет лишения свободы (сейчас – от четырех до восьми лет);.
    • по ч. 2 (те же деяния, совершенные с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего) – до лишения свободы на срок от 12 до 20 лет (сейчас – от семи до 15 лет);.
    • по ч. 3 (участие наемника в вооруженном конфликте) – до лишения свободы на срок от семи до 15 лет (сейчас – от трех до семи). Эту норму также предлагается не распространять на случаи, которые будут охватываться новой ч. 3 ст. 208 УК (см. выше).

Согласно поправкам в УПК, расследовать дела по новой ст. 208.4 УК смогут как следователи СК, так и ФСБ, а по новой ст. 275.1 УК – только ФСБ. Рассматривать дела по ч. 3 ст. 208, ст. 208.4 и 275 УК должны будут суды субъектов федерации.

Правительство России в своем отзыве высказало ряд замечаний. Во-первых, в правительстве отметили, что для ст. 275.1 УК нужно уточнить диапазон возможного срока наказания в виде лишения свободы с учетом того, что преступление посягает на основы конституционного строя и безопасность государства и является тяжким. Во-вторых, с точки зрения правительства в ч. 3 ст. 280.4 необоснованно включен квалифицирующий признак совершения преступления с угрозой применения насилия. В-третьих, отмечено, что для чч. 1 и 2 ст. 359 УК ошибочно предлагаются одинаковые нижние пороги наказания.

В правительстве также подчеркнули, что законопроект содержит оценочные и формально не определенные термины, в частности, "своевременно", "противник" и "деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации", "что не отвечает конституционным требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм". Кроме того, авторы отзыва заметили, что для иностранного гражданина, привлекаемого к ответственности за шпионаж, страна, которой он передает сведения, противником не является.

У Верховного суда России концептуальных замечаний к законопроекту не оказалось.

Ссылки на данную статью [10]