Новости по теме

Госдума приняла в первом чтении законопроект о защите государственной безопасности

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский Центр «Сова».

Депутаты приняли в первом чтении поправки в УК. Ко второму чтению законопроект будет доработан.


14 июня 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Он предусматривает изменение законодательства в сфере государственной безопасности. Законопроект внесли в Госдуму 25 мая депутаты Василий Пискарев, Эрнест Валеев, Андрей Картаполов, Андрей Красов и Анатолий Выборный.

Депутаты предложили внести в УК следующие изменения:

  • ст. 208 УК (организация незаконного вооруженного формирования) дополнить ч. 3, по которой наказывать граждан и проживающих в России апатридов за участие в любых вооруженных конфликтах за рубежом, "противоречащих интересам Российской Федерации". Предлагается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере от 500 тысяч рублей или дохода за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет;
  • действие ст. 275 УК (госизмена) распространить на переход на сторону противника в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действии с применением вооружения и военной техники, участие в которых принимает Российская Федерация;
  • дополнить УК новой статьей ст. 275.1 УК, которая будет карать за осуществление гражданином РФ "конфиденциального сотрудничества со специальной службой иностранного государства, международной или иностранной организацией либо с их представителями". Под таким сотрудничеством предлагается понимать "тайное установление и поддержание контакта" в целях оказания "содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности Российской Федерации". К международным или иностранным организациям, с которыми запрещено сотрудничать, будут относиться организации, действующие "в интересах" зарубежной спецслужбы, а также ЧВК. В качестве наказания предлагается установить лишение свободы на срок от двух до восьми лет со штрафом в размере до миллиона рублей или дохода за период до трех лет либо без такового, а также с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового. Тех, кто "добровольно и своевременно" сообщил о сотрудничестве и не совершил никаких "действий по исполнению" полученного задания, предлагается освобождать от ответственности;
  • действие ст. 276 УК (шпионаж) распространить на "передачу, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных действий или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием Российской Федерации";
  • дополнить УК новой статьей ст. 280.4 УК (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства).
    • По ч. 1 этой статьи за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнению органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности РФ предлагается наказывать либо штрафом от 100 до 500 тысяч рублей или в размере дохода за период от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
    • По ч. 2 за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения или с использованием средств массовой информации и интернета предлагаются наказания в виде штрафа от 300 тысяч до миллиона рублей либо дохода за период от трех до пяти лет, либо в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового;
    • По ч. 3 предусмотренные первыми двумя частями деяния, совершенные организованной группой либо с угрозой применения насилия предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет со штрафом в размере от 500 тысяч до 2,5 миллионов рублей или в размере дохода за период от трех до пяти лет, с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового;
  • действие ст. 284.1 УК распространить на участие в деятельности "нежелательных организаций", их финансирование и организацию деятельности не только на территории России, но и на любых других территориях;
  • ужесточить ответственность по ст. 359 УК (наемничество):
    • по ч. 1 (вербовка и обучение наемника) – до сроков от 12 до 18 лет лишения свободы (сейчас – от четырех до восьми лет);.
    • по ч. 2 (те же деяния, совершенные с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего) – до лишения свободы на срок от 12 до 20 лет (сейчас – от семи до 15 лет);.
    • по ч. 3 (участие наемника в вооруженном конфликте) – до лишения свободы на срок от семи до 15 лет (сейчас – от трех до семи). Эту норму также предлагается не распространять на случаи, которые будут охватываться новой ч. 3 ст. 208 УК (см. выше).

Согласно поправкам в УПК, расследовать дела по новой ст. 208.4 УК смогут как следователи СК, так и ФСБ, а по новой ст. 275.1 УК – только ФСБ. Рассматривать дела по ч. 3 ст. 208, ст. 208.4 и 275 УК должны будут суды субъектов федерации.

Правительство России в своем отзыве высказало ряд замечаний. Во-первых, в правительстве отметили, что для ст. 275.1 УК нужно уточнить диапазон возможного срока наказания в виде лишения свободы с учетом того, что преступление посягает на основы конституционного строя и безопасность государства и является тяжким. Во-вторых, с точки зрения правительства в ч. 3 ст. 280.4 необоснованно включен квалифицирующий признак совершения преступления с угрозой применения насилия. В-третьих, отмечено, что для чч. 1 и 2 ст. 359 УК ошибочно предлагаются одинаковые нижние пороги наказания.

В правительстве также подчеркнули, что законопроект содержит оценочные и формально не определенные термины, в частности, "своевременно", "противник" и "деятельность, направленная против безопасности Российской Федерации", "что не отвечает конституционным требованиям ясности, определенности и недвусмысленности правовых норм". Кроме того, авторы отзыва заметили, что для иностранного гражданина, привлекаемого к ответственности за шпионаж, страна, которой он передает сведения, противником не является.

У Верховного суда России концептуальных замечаний к законопроекту не оказалось.

Правовое управление Госдумы, изучившее к первому чтению законопроект, указало на ряд его проблем. Во-первых, в управлении заметили, что приписка к наименованию статьи 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем" слов "либо в вооруженном конфликте или военных действиях" не соответствует предлагаемой диспозиции новой ч. 3 этой статьи. Во-вторых, по мнению авторов заключения, новая ст. 280.4 УК будет вступать в конкуренцию со ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности), поскольку к экстремизму относится в том числе и воспрепятствование законной деятельности госорганов, избиркомов, организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения. В-третьих, управление рекомендовало исключить из перечня преступлений, при отсутствии признаков которых ответственность будет наступать по статье 280.4 УК, ссылку на ст. 205 УК (терроризм), так как она не пересекается с новой нормой. В то же время предложено включить в этот перечень ч. 3 ст. 212 УК (ответственность за призывы к массовым беспорядкам, сопровождающимся насилием). Наконец, вслед за правительством, правовое управление ГД заметило, что квалифицирующий признак совершения призывов с угрозой применения насилия, "не характерен для такого рода преступлений и не содержится ни в одном из сходных составов" (ст. 205.2, 280, 280.1, 280.3, 354 УК), а также что для чч. 1 и 2 ст. 359 УК не должны предлагаться одинаковые нижние пороги наказания.

Содокладчица по проекту Ирина Панькина в своем выступлении отметила, что комитет по госстроительству поддержал концепцию законопроекта, но обратил внимание на необходимость его доработки. На представление поправок отведено 14 дней.
Ссылки на данную статью [8]