Закон радикально расширяет полномочия Генпрокуратуры в области ограничения свободы слова.
14 июля 2022 года президент России Владимир Путин подписал закон, расширяющий механизмы внесудебных блокировок по требованиям Генпрокуратуры и наделяющий это ведомство правом запрещать деятельность зарубежных СМИ в качестве ответной меры на закрытие российских СМИ за рубежом.
Закон также дает Генпрокуратуре право приостанавливать – а в случае неоднократных нарушений и прекращать – действие регистрации и лицензии на вещание российских СМИ за распространение всех видов "недостоверной информации", "дискредитацию" действий Вооруженных сил и чиновников за рубежом, "неуважение к власти", призывы к санкциям, митингам, беспорядкам и "пропаганду, обоснование и (или) оправдание" экстремизма.
Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму комиссией по вмешательству извне 6 апреля 2022 года и принят в первом чтении в мае. После консультаций с представителями Союза журналистов России и других структур в законопроект были внесены некоторые изменения, получившие отражение в тексте, принятом 29 июня во втором чтении. На следующий день состоялось третье чтение. 8 июля закон одобрили в Совете Федерации.
Поправки, касающиеся блокировок, вносятся в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В ст. 15.3 этого закона, описывающую механизм внесудебной блокировки, добавляются такие основания блокировок как:
- "распространяемая под видом достоверных сообщений недостоверная информация" об использовании Вооруженных сил РФ; за рубежом в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно об исполнении госорганами России своих полномочий за рубежом в этих же целях;
- информация, направленная на "дискредитацию" использования ВС за рубежом, в том числе призывы к воспрепятствованию их использованию, а также направленная на дискредитацию исполнения госорганами полномочий за рубежом;
- информация, содержащая призывы к введению политических, экономических или иных санкций в отношении РФ, ее граждан либо российских юрлиц.
Кроме того, уточняется, что блокировки прочей "недостоверной общественно значимой информации", распространяемой под видом достоверных сообщений" будут распространяться не только на такую информацию, которая влечет угрозу массового нарушения общественного порядка, общественной безопасности либо создания помех функционированию инфраструктуры, но и на такую, которая уже повлекла подобные тяжкие последствия.
Закон также предлагается дополнить ст. 15.3-2, посвященной блокировке сайтов, на которых неоднократно размещалась противоправная информация, указанная в ст. 15.1, 15.1-1, 15.3, 15.3-1 закона (то есть любые виды противоправной информации, подлежащей блокировке как во внесудебном порядке, так и по решениям судов, кроме порочащей честь и достоинство, пиратского контента и нарушений закона о персональных данных). Предполагается, что генпрокурор и его заместители смогут обращаться в Роскомнадзор с требованием о постоянной блокировке таких ресурсов целиком. Роскомнадзор, в свою очередь, должен будет незамедлительно переслать требование провайдерам, а те – ограничить доступ (если этого не сделал сам Роскомнадзор по п. 5.1 ст. 46 ФЗ "О связи", то есть при помощи "технических средств противодействия угрозам" – инфраструктуры "суверенного интернета"). Более того, Роскомнадзор должен будет контролировать и блокировку ресурсов, "сходных до степени смешения" с заблокированными. В законе указано, что "снятие ограничения доступа" к подобным заблокированным ресурсам "не допускается".
Поправки к закону "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" предусматривают, что в случае запрета (ограничения) деятельности российского СМИ на территории иностранного государства генпрокурор или его заместитель по согласованию с МИДом могут принять решение о запрете на территории России любого СМИ из этого иностранного государства, если оно распространяет в России свою продукцию (вне зависимости от ее содержания).
Под российскими СМИ понимаются как зарегистрированные в России СМИ, действующие за рубежом по лицензии, так и другие действующие за рубежом СМИ, учрежденные РФ, её субъектами, физлицами или юрлицами, либо распространяющие продукцию на государственном языке России, ее субъектов или иных языках народов России.
Деятельность иностранного СМИ, согласно закону, считается запрещенной со дня публикации Роскомнадзором решения, принятого Генпрокуратурой. После этого будет запрещено распространение любых информационных материалов этого СМИ, в том числе через другие СМИ и интернет, а также производство и хранение таких материалов в целях распространения. Корреспонденты этого СМИ будут лишены аккредитации, а его представительства должны будут закрыться. Банки обязаны будут перестать обслуживать такое СМИ (по аналогии с "нежелательными организациями"). Кроме того, это СМИ не сможет учреждать в России юрлица и участвовать в них. Ко второму чтению в перечень санкций было добавлено также аннулирование регистрации и лишение лицензии на вещание такого СМИ.
Закон предусматривает, что отмена решения о запрете деятельности иностранного СМИ возможна только после "после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его принятия" и осуществляется генпрокурором и его заместителями по согласованию с МИДом.
В закон "О СМИ" вносятся поправки, позволяющие Генпрокуратуре во внесудебном порядке приостанавливать деятельность зарегистрированных в России СМИ, аннулировать регистрацию и лишать СМИ лицензии. Основаниями для таких действий, согласно закону, может стать распространение:
- "недостоверной общественно значимой информации", создающей различные угрозы (т.н. фейк-ньюс);
- "недостоверной информации", содержащей данные об использовании Вооруженных сил за рубежом и исполнения полномочий госорганами за рубежом;
- "недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан,.. и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий";
- "информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации";
- "информации, направленной на дискредитацию использования" Вооруженных сил, в том числе призывов к воспрепятствованию их использованию, а равно направленной на дискредитацию полномочий госорганами за рубежом;
- информации с призывами "к организации и (или) участию в несанкционированных публичных мероприятиях", "массовым нарушениям общественного порядка и (или) общественной безопасности", введению санкций либо "содержащей пропаганду, обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности".
Закон вступает в силу со дня опубликования.