Теперь власти смогут наказывать за распространение материалов, которые отнесены к экстремистским, но не входят в соответствующий перечень.
13 июня 2023 года президент России Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым расширяется диспозиция ст. 20.29 КоАП (производство и массовое распространение экстремистских материалов). Он вступит в силу через 10 дней.
Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы в сентябре 2022 года. 20 декабря Госдума приняла его в первом чтении, а 24 мая 2023 года — во втором и третьем. 7 июня 2023 года закон одобрил Совет Федерации.
Напомним, на данный момент п. 3 ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяет экстремистские материалы следующим образом: «Предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы».
При этом наказание по ст. 20.29 КоАП до сих пор было предусмотрено лишь за производство и массовое распространение, а также хранение в целях массового распространения таких экстремистских материалов, которые запрещены по решению суда, после чего включены в Федеральный список экстремистских материалов. Сейчас Федеральный список экстремистских материалов насчитывает 5345 пунктов. Это огромный перечень не всегда точно описанных материалов, но все же это закрытый список, и суды подвергают граждан или организации наказанию только за распространение материалов из списка.
Теперь же, в результате принятия закона, суды смогут наказывать и за распространение (изготовление, хранение в целях распространения) таких материалов, которых в списке нет, но которые, по мнению правоохранителей и судей, соответствуют определению в законе о противодействии экстремистской деятельности.
Исключение должно составить лишь производство и распространение материалов, подпадающее под действие чч. 4.1 и 6 ст. 13.15 (распространение в СМИ материалов, «реабилитирующих нацизм» или пропагандирующих или оправдывающих террористическую и экстремистскую деятельность), ст. 13.37 (о распространении пропаганды или оправдания терроризма или экстремизма владельцами аудиовизуальных сервисов), ст. 20.3 (о запрещенной атрибутике и символике), ст. 20.3.2 (о публичных призывах к нарушению территориальной целостности России) КоАП. Кроме того, невозможно будет привлечь к ответственности по ст. 20.29 КоАП за действия, в которых правоохранительные органы найдут признаки уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, пределы усмотрения суда при применении ст. 20.29 КоАП резко расширяются. Дополнительный стимул расширять определение экстремистских материалов появляется и у законотворцев. Собственно, закон направлен именно на умножение поводов для преследования.
Отметим, что вместе с законопроектом о расширении диспозиции ст. 20.29 КоАП в первом чтении были приняты и поправки к самому федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности», в соответствии с которыми в определение понятия «экстремистские материалы» в рамочном законе включаются «сепаратистские» карты. Правительство предложило доработать этот законопроект таким образом, чтобы к экстремистским материалам относились только карты, авторы и издатели которых умышленно исказили границы России, официально закрепленные на момент издания. Мы считаем эту инициативу излишней: с нашей точки зрения, дискуссия по вопросам статуса тех или иных территорий может ограничиваться, только если речь идет о призывах к насильственному сепаратизму.