Новости по теме

Верховный суд России опубликовал рекомендации по рассмотрению дел о защите избирательных прав

Суд разъяснил, что может служить доказательством причастности кандидата к запрещенной организации, какие ограничения накладываются на предвыборную агитацию и могут ли «иноагенты» быть наблюдателями на выборах.

27 июня 2023 года Пленум Верховного суда России принял постановление «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В постановлении разъясняются вопросы, связанные с последними изменениями российского законодательства, в частности, с теми, которые освещал центр «Сова».

Так, согласно ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», человек, признанный «иностранным агентом», не вправе «осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума». Как поясняет суд, это означает, что «иноагенту» запрещено участвовать в наблюдении на выборах или референдумах, а также же быть доверенным лицом или уполномоченным представителем кандидатов, избирательных объединений или инициативной группы по проведению референдума.

В случае, если кандидат признан «иноагентом» или считается аффилированным с ним лицом, он должен указать этот свой статус в подписном листе — в противном случае его действия будут расценены как указание сведений не в полном объеме, собранные за него подписи будут признаны недействительными, и ему будет отказано в регистрации. Кандидаты также должны предоставлять информацию о судимости, если они привлекались к уголовной ответственности.

Причастность к экстремистской или террористической организации является основанием для ограничения пассивного избирательного права. Как указывает пленум, критерием для установления причастности к таким организациям может быть «выражение поддержки такой деятельности высказываниями, включая высказывания в сети “Интернет”, либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи, участие в отдельных мероприятиях организации (объединения)». Доказательствами могут служить скриншоты страниц в соцсетях, на которых публиковались одобряющие высказывания, записи публичных выступлений и судебные акты, устанавливающие ответственность за участие в подобной деятельности — в том числе участие в публичных мероприятиях, организованных запрещенным объединением.

Помимо этого, Верховный суд оговорил возможность использования запрещенной символики в рамках предвыборной агитации. Согласно тексту постановления, использование нацистской или экстремистской символики во время агитации разрешено в том случае, если при этом формируется негативное отношение к соответствующим идеологиям. «Использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии, не может рассматриваться как экстремистская деятельность», — говорится в тексте постановления.

При этом если агитационные материалы допускают злоупотребление свободой информации или содержат призывы к экстремизму в определении ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», суды вправе наложить на них арест в рамках мер предварительной защиты, а регистрация самого кандидата может быть аннулирована.

«Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационнотелекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть “Интернет”), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации также не должны содержать признаков экстремизма», — пояснил пленум.


Ссылки на данную статью [1]