Ст. 280 УК о призывах к экстремизму предлагается расширить по аналогии со ст. 205.2 УК об оправдании терроризма и его пропаганде.
18 июля 2023 года депутаты Анна Кузнецова, Василий Пискарев, Петр Толстой, Эрнест Валеев и Андрей Картаполов внесли на рассмотрение Госдумы законопроект № 403956-8 «О внесении изменений в статью 280 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Законопроект предполагает расширение состава ст. 280 УК, которая сейчас охватывает публичные призывы к экстремистской деятельности. Депутаты считают, что она должна распространяться также на публичное оправдание и пропаганду экстремизма.
Помимо изменения диспозиции, депутаты предложили дополнить ст. 280 УК примечаниями, в которых будут даны определения оправданию и пропаганде экстремизма — по аналогии со ст. 205.2 УК (публичные призывы к терроризму, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма). Согласно законопроекту, под публичным оправданием экстремизма следует понимать «публичное заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании», а под пропагандой — «деятельность по распространению материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии экстремизма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности».
В пояснительной записке необходимость принятия законопроекта мотивирована якобы имеющейся в СМИ «тенденцией оправдания и пропаганды» массовых убийств в школах и детских садах. При этом в записке утверждается, что «массшутинг приобретает масштабы, сравнимые с экстремизмом». Почему из-за этого нужно менять именно состав ст. 280 УК, депутаты не поясняют. «Школьных стрелков» уже преследуют по ст. 205.5 УК как членов террористической организации «Колумбайн», а пропагандистов таких убийств, соответственно, никто не мешает привлекать к ответственности по вышеупомянутой ст. 205.2 УК (предусматривающей более строгие наказания по сравнению со ст. 280 УК).
В процессе подготовки законопроекта на него были получены отзывы Верховного суда и правительства России. Отзыв правительства содержит ряд критических замечаний: в частности, согласно этому отзыву, реализация законопроекта приведет к коллизии с другими антиэкстремистскими нормами: ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов), ст. 20.3 КоАП и 282.4 УК (публичное демонстрирование запрещенной символики), ст. 20.3.2 КоАП и 280.1 УК (призывы к сепаратизму), ст. 20.3.1 и 282 УК (возбуждение ненависти). Авторы законопроекта не стали принимать во внимание это замечание.
Следует отметить, что понятие «идеология экстремизма», которое депутаты предлагают использовать в примечании к ст. 280 УК, законодательством не определено и может толковаться расширительно — как и понятие «идеология терроризма» из ст. 205.2 УК. Но и само определение экстремистской деятельности (экстремизма) в соответствующем федеральном законе сформулировано обширнее и менее четко, чем определение террористической, что также чревато злоупотреблениями в правоприменении.
Добавим, что в соответствии с поправками, вступившими в силу в декабре 2021 года, материалы с «обоснованием и (или) оправданием» экстремистской деятельности подлежат внесудебной блокировке. Другой закон, принятый в 2022 году, дал Генпрокуратуре полномочия по приостановке и отзыву регистрации СМИ за распространение в том числе и подобных материалов. При этом понятия «обоснование экстремизма» и «оправдание экстремизма» до сих пор в законодательстве не определены.