Владислав Даванков и Ксения Горячева внесли в Госдуму законопроект о примечаниях к статьям КоАП о возбуждении ненависти и дискредитации вооруженных сил.
12 января 2024 года депутаты Государственной Думы, представляющие фракцию «Новые люди», Владислав Даванков и Ксения Горячева внесли на рассмотрение парламента законопроект № 529672-8 «О внесении изменений в статьи 20.3.1. и 20.3.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Авторы инициативы предлагают дополнить ст. 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти и ст. 20.3.3 КоАП о дискредитации использования вооруженных сил примечаниями следующего содержания: «под действием, предусмотренным настоящей статьей, не может признаваться выражение эмоций в виде выставлении отметок к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Под выражением эмоций в виде выставлении отметок к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” следует понимать выставление любой отметки к публикациям в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, предусмотренной программным обеспечением сайта или приложения или иных ресурсов, которая используется для выражения отношения пользователей к опубликованному сообщению». Таким образом, очевидно, предлагается вывести оценки постов в соцсетях из-под действия этих двух статей КоАП.
В пояснительной записке к законопроекту авторы отмечают, что в последнее время участились случаи привлечения к административной ответственности по этим статьям за реакции (лайки) к публикациям в интернете, указывая, впрочем, что не располагают соответствующей статистикой, и приводят несколько случаев наказания пользователей соцсети «Одноклассники».
С нашей точки зрения, эта инициатива не затрагивает реальные проблемы правоприменения в этой сфере. Действительно, в последние годы тысячи пользователей соцсетей ежегодно привлекают к административной ответственности по статьям КоАП, касающимся публичных высказываний, среди них ст. 20.3 о демонстрировании запрещенной символики, ст. 20.29 о распространении экстремистских материалов, ст. 20.3.1 о возбуждении ненависти, чч. 3-5 ст. 20.1 об оскорблении общества и государства в интернете, ст. 20.3.2 о публичных призывах к нарушению территориальной целостности России, ст. 20.3.3 о дискредитации армии. Эта сфера правоприменения вызывает большое количество нареканий. В большой степени это связано и с самим содержанием этих статей — мы убеждены, что такие нормы, как чч. 3-5 ст. 20.1, ст. 20.3.2, ст. 20.3.3, прямо идут вразрез со ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова; ст. 20.29 и ст. 20.3 относятся к числу неудачно и нечетко сформулированных ограничений; нуждается в некоторых изменениях и формулировка ст. 20.3.1. Необходима была бы и смена подхода при применении норм — как КоАП, так и УК — о публичных высказываниях, которая бы позволила адекватно оценивать степень общественной опасности таких высказываний и применять соразмерные санкции только в случаях, когда такая опасность существенна. В случае, если бы были осуществлены соответствующие законодательные изменения и практические действия, вопрос об оправданности преследования «за лайки» не возникал бы вовсе.
При нынешнем законодательстве и практике правоприменения эта инициатива может затронуть лишь очень небольшое количество случаев привлечения к ответственности. По наблюдениям центра «Сова», преследования «за лайки» редки и применялись почти исключительно к пользователям соцсети «Одноклассники», в которой оценка «класс» означала автоматический репост отмеченной публикации в ленте оценивающего. Риски, связанные с такой системой оценок, были приняты к сведению и самой соцсетью, которая ввела опцию, позволяющую скрывать оценки от других пользователей, за исключением авторов контента.
Напомним, ранее Даванков внес в Думу законопроект об исчислении срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, связанные с публикациями в интернете.